Такая же история была и с Главным разведывательным управлением Генштаба. У Тимошенко тоже не было разведки. Начальник ГРУ Голиков единственное, что смог сделать, – установить дату нападения Германии. И у него хватило ума понять, что вся информация о том, что Гитлер планирует начать войну еще весной 1941 года, – откровенная провокационная дезинформация, которую передавали наши закордонные разведчики как информацию достоверную.
В ГРУ с кадрами тоже была интересная история. Даже интересней, чем с Ягодой и Ежовым. Все начальники ГРУ начиная с Берзина были расстреляны, как троцкисты и иностранные шпионы. Можно было бы подумать, что они пали жертвами клеветы и подозрительности Ворошилова, но именно зарубежная агентура, приобретенная во время их руководства военной разведкой, поставляла дезу Голикову.
И вероятно, после начала войны И.В. Сталин понял, что нарком НКГБ В. Меркулов сам работу ведомства не тянет. Иосиф Виссарионович предпринял еще одну попытку нагрузить Л.П. Берию разведкой. В июле 1941 года НКГБ был ликвидирован, его штаты и функции, уже как управление, были возвращены в НКВД.
И опять временно. До 1943 года.
Мы же с вами прекрасно знаем, что именно Сталина обвиняли в том, что он ошибся с оценкой возможностей Германии продолжать войну после поражений зимой 1941 года. По мнению и советских, и современных военных историков, Сталин полагал, что уже летом 1942 года можно начинать крупные операции по окончательному разгрому выдохшегося агрессора. Якобы военные с ним не соглашались, но Иосиф Виссарионович их не слушал.
Только наши доблестные штирлицы упорно молчат о том, кто Сталину надул в уши, что экономика и моб. ресурсы Германии находятся в катастрофическом положении и Гитлер не сможет провести в 1942 году ни одной крупной наступательной операции.
И 17 мая Семен Константинович Тимошенко начинает проведение Харьковской наступательной операции, которая по задумке Ставки должна была привести к освобождению оккупированных областей Украины и поставить вермахт перед катастрофой.
Но в итоге наши войска к концу лета оказались на берегах Волги. Вот это освободили Украину! Пока был жив Сталин, о том, что Тимошенко провалил наступление под Харьковом и свои войска завел в немецкую ловушку, никто даже не вякал. Потому что это было неправдой, мягко говоря. Личной вины Семена Константиновича в том поражении наших войск не было. Но и назвать виновного было невозможно.
Потому что ни одно нормальное государство не может признать, что его разведчики такие простофили. Не выявить подготовки противника к наступлению таких масштабов, какое было предусмотрено планом «Блау», – это эпический провал.
О том, что С.К. Тимошенко лез с Барвенского выступа в ловушку, пишут и говорят много, но только никто не пишет и не говорит, что на карте Тимошенко не было дивизий Паулюса, которые потом пришлось крошить в Сталинграде. А наносились сведения на карту по донесениям разведки. Да, у Константина Семеновича, как у комфронтом, в распоряжении находилась войсковая фронтовая разведка, но ее возможности, по сравнению с внешней разведкой, значительно более скромные. Получать информацию о движении войск противника из глубокого тыла войсковые разведчики не имели почти никакой возможности. А ни ГРУ, ни НКВД не смогли снабдить РККА адекватными разведсведениями.