Вам известно, конечно, что исполняемые программы – это файлы с расширением EXE. Заглянем внутрь такого файла, как он устроен? С этой целью я воспользовался программой, подобной Total Commander. Выбрав один из исполняемых файлов, я нажал клавишу F3 – просмотр файла – и увидел следующую картину (рис. 1).
Что бы это значило? Я, к примеру, здесь ничего не понимаю! Мы видим код программы, который понимает только процессор компьютера. Вероятно, наши человеческие представления о здравом смысле очень далеки от компьютерных! Откуда взялся этот код? Надо ли программистам разбираться в этой тарабарщине? К счастью, большинству из них этого не требуется, – на выручку приходят языки программирования.
Разумеется, вы слышали об этих языках, к настоящему времени их насчитывают тысячи. Зачем так много? Причины разные. С одной стороны, это объясняется разнообразием решаемых задач, а с другой – течением времени. Многие ранние языки устарели и отмирают, им на смену приходят новые. Однако все их объединяет одно – языки создавались, чтобы избавить человека от программирования на «тарабарском» языке процессора.
Кстати, знаете ли вы китайский язык? А японский или арабский? Теперь представьте себя президентом, принимающим послов этих стран, как вы будете с ними общаться? Очевидно, пригласите переводчиков. В таком же положении находится и процессор компьютера, знающий только свой «тарабарский» язык, а все прочие понимающий через переводчиков. Переводчики – это специальные программы – компиляторы. Правда, в отличие от людей, способных переводить в обе стороны, компиляторы переводят лишь с «человеческого» языка программирования на «тарабарский» язык процессора.
Рассмотрим рис. 2, где представлена упрощенная схема «перевода» с трех языков программирования: Паскаля, Си и Фортрана.
Что мы видим? Работу над программой начинают с подготовки текстового файла, где на выбранном языке записывают порядок действий для решения поставленной задачи. В текстовом файле можно напечатать что угодно – стихи, роман, или программу. Сохранив файл на диске, вы можете в любой момент вновь открыть его, полюбоваться, отредактировать и снова сохранить. Это ещё не программа, а лишь её текст, заготовка. Такой файл называют исходным текстом или, на жаргоне программистов, – «исходником», «сырцом» (русское слово «сырьё» отчасти созвучно английскому Source – «источник»). Исходные файлы показаны на рисунке слева. Вот пример небольшой программки на языке Паскаль.
>Var a, b : integer;
>Begin
> Readln(a,b);
> Writeln(’a*b = ’, a*b);
>End.
Конечно, вам она ещё не понятна. Но, согласитесь, в отличие от загадочного машинного кода, здесь чувствуется возможность что-то понять.
Итак, исходный текст иногда понятен автору программы, но неясен процессору. Потому после подготовки текста программист вызывает компилятор, переводящий текст в код процессора. Для каждого языка существуют свои правила и свой компилятор, вот его-то и надо запустить. Полученный в результате компиляции исполняемый EXE-файл далее «живет своей жизнью»: его можно запускать на выполнение, копировать, проверять на вирусы и заражать ими, – с исходным файлом он уже не связан. А если захочется что-то изменить в программе? Тогда без исходника не обойтись. Надо вернуться к нему, исправить редактором текста и вновь вызвать компилятор для перевода на «тарабарский» язык. Поэтому исходные тексты берегут, как зеницу ока, а то и секретят, если программа имеет коммерческое или военное значение.