Кандомбле возникла во времена южноамериканского рабства. В этой религии сочетаются элементы католицизма и старых африканских верований. Призраки усопших предков играют в ней важную роль. Во время ритуалов живые люди могут общаться с призраками. Но не каждый обладает такой способностью. Только жрецы (часто женщины), прошедшие многолетнее обучение, разнообразные сложные обряды посвящения, способны распознать, кто из духов призывает их. Если непосвященный вступит в контакт с духами, он может серьезно пострадать. Например, им овладеет злой дух, и человек начнет совершать ужасные поступки. Не каждый дух имеет благие намерения.
Сообщения, поступающие от духов предков, часто бывают значительными. Они помогают разрешать конфликты, тянущиеся месяцами. Духи делятся своими суждениями, лечат болезни, подсказывают рецепты лекарств, дают советы по финансам или строительству и рекомендуют, как вести себя в обществе.
Духи предков и жрецы в организациях
Как это работает? И почему подходит корпоративному миру? С эмической точки зрения последователей кандомбле, просто таков порядок вещей. Духи знают, что хорошо для людей, а жрецы способны общаться с ними. Однако, глядя на эту историю с этической точки зрения, мы видим хорошо организованный поток информации, эффективное планирование и цикл контроля.
Деятельность жрецов кандомбле не ограничивается ритуалами. Они постоянно живут в особом доме, куда члены общины приходят со своими проблемами: незаладившимся браком, болезнью, одиночеством, бедностью. Некоторые просят провести ритуал или дать зелье, чтобы вернуть любимого или поправить дела. Другие спрашивают, каким подношением задобрить духов, чтобы те обеспечили хороший урожай. В доме жреца пересекаются социальная и экономическая жизнь, и жрец собирает информацию обо всем, что происходит в общине. Эта информация преобразуется в советы, инструкции и наказания во время ритуала, когда жрец впадает в транс.
Есть ли подобные жрецы в наших организациях? Конечно, есть. Мы называем их консультантами, коучами, советниками или руководителями отдела планирования и контроля. Они свободно передвигаются по всем ступеням организации, проводят аудит или интервью, чтобы собрать информацию из всех ее уголков, объяснить причины кризиса и предложить решения. Им показывают документы, недоступные другим. Любой, чья организация проходила крупномасштабную внешнюю экспертизу в течение короткого времени, понимает, о чем мы говорим.
Ритуалы консультантов не так сильно отличаются от ритуалов жрецов кандомбле. Только вместо ярких нарядов и разрисованных лиц консультанты выделяются костюмами, чуть более элегантными (и дорогими), чем у стратегических лидеров организации. Их машины имеют чуть больший размер. Их речь чуть более выразительна, а стиль презентаций – чуть более эффектен. Консультанты обладают обширным опытом, полученным в работе со множеством организаций. У них есть огромная база данных информации для сравнительного анализа, и они знакомы с проверенными решениями проблем. Ритуал начинается: консультанты погружаются в административную работу компании, беседуют с лидерами и сотрудниками, проводят опросы и аудит. А затем наступает состояние транса: они передают свои выводы директорам в форме презентации в PowerPoint или объемных отчетов, содержащих (или нет) советы или план действий.