×
Traktatov.net » Нацистская Германия » Читать онлайн
Страница 9 из 24 Настройки

Ряды нацистов ширились. К 1939 г. членом НСДАП был каждый четвертый взрослый житель Германии. Однако те, кто стал членом партии до 1933 г., относились к новичкам с презрением и считали их не идейными национал-социалистами, а карьеристами.

Нацистская Германия и экономика: «Пушки сделают нас сильнее, масло – толще»

Когда Гитлер пришел к власти, экономика Германии начала понемногу восстанавливаться после хаоса Великой депрессии. Гитлер поставил это себе в заслугу. Военизировавший экономику фюрер хотел, чтобы Германия перестала зависеть от импорта, и его рейхсминистр экономики Ялмар Шахт делал все, чтобы превратить страну в автаркию – экономически самодостаточную державу. Шахт ввел также общественные работы, такие как строительство шоссе, школ и больниц, и существенно снизил число безработных – с 6 миллионов в 1933 г. до 1 миллиона в 1938-м.

Однако гитлеровская идея военной экономики Шахту не нравилась, он считал, что военизация обходится стране слишком дорого и идет слишком быстрыми темпами, чтобы Германия ее выдержала. Гитлер полагал, что немецкая экспансия на восток и изгнание исконных славянских народов приведут к конфликту с Великобританией и Францией, а значит, экономика должна быть готова к войне уже через четыре года. Рекомендации Шахта замедлить темпы военизации не совпадали с планами Гитлера, и в 1936 г. фюрер сделал министром экономики Геринга. В 1944 г. Шахт участвовал в Июльском заговоре с целью убийства Гитлера. После провала заговора он отделался заключением в концентрационный лагерь и выжил.


Герман Геринг в свой день рождения инспектирует отряд гитлерюгенда. 12 января 1935 г. Bundesarchiv, Bild 102-16515 / Unknown / CC-BY-SA


Экономические таланты Геринга были сомнительны, однако именно он ввел с подачи Гитлера «четырехлетний план» и стал добиваться автаркии еще агрессивнее. Экономика продолжала развиваться, но не в сторону эффективности, а в сторону быстрого перевооружения. «Пушки сделают нас сильнее, масло – толще», – говорил Геринг, явно баловавший себя маслом слишком часто. К 1939 г., когда началась война, Германия по-прежнему зависела от импорта сырья и продуктов питания. Автаркией она так и не стала.

Государственный контроль: презумпция виновности

Гестапо и СС Генриха Гиммлера держали население страны под контролем. Вслед за Дахау строились новые концлагеря, куда под «защитный арест» помещались «враги народа» – уголовники, гомосексуалисты, цыгане, нищие, евреи, коммунисты и все те, кто не шел в ногу с режимом.


Генрих Гиммлер. 1938 г.

Bundesarchiv, Bild 183-R99621 / CC-BY-SA


Для среднего немца это была эпоха безопасности: преступлений совершалось все меньше. Многие с радостью становились информаторами, в результате чего концлагеря гестапо и СС были переполнены. С утратой гражданских прав подсудимые сразу признавались виновными, шансы на оправдание были минимальны.

Семья: «я презираю женщин, сующих нос в политику»

Семья была основой основ нацистской идеологии, которая побуждала немцев жениться и заводить детей. Молодоженам вручали «Мою борьбу», чтобы им было что почитать в медовый месяц. Аборты запрещались. Государство финансово поддерживало родителей, выдавая им кредиты, процентные ставки по которым снижались с каждым новым ребенком. После рождения четвертого ребенка ставка становилась нулевой.