На Карельском перешейке начались 10 июня бои. РККА форсировала реку Сестру. Пожалуй, на самом важном, белорусском направлении началась стратегическая наступательная операция.
На Чёрном море после взятия Николаева и Одессы, освобождения Крыма, Азовская военная флотилия переименовалась в Дунайскую. В действиях на реках малые суда – бронекатера артиллерийские и торпедные показали себя лучшим образом. Обстреливали порты, места скоплений войск противника, высаживали десант морской пехоты.
По мере продвижения сил флота за ним перемещались органы СМЕРШа. Несколькими торпедными катерами отдел перебазировался в Одессу. В планах командования взятие Румынии и Болгарии, союзников Германии. Для контрразведки широкое поле для деятельности – успеть захватить архивы спецслужб, по ним арестовать агентуру. Понятно, что захватить архив – большая удача. Ни одна спецслужба не бросит его. Возможности заиметь ценные документы всего две. Внезапным ударом взять штурмом здание разведки. Для этого лучше всего подходит десант – с моря или воздушный. При наступлении наземных войск обычно есть время архив вывезти в другое место, более защищённое, или спрятать до лучших времён в подземном бункере или пещере. Свидетелей обычно в живых не оставляли, тех же шоферов, солдат охраны. О существовании архива, о месте его хранения знали два-три человека. В каждой стране, даже небольшой, две-три спецслужбы, у каждой архив. И стран в Восточной Европе много – Болгария, Венгрия, Румыния, Чехия, Австрия.
Такие архивы – большая ценность, сведения о завербованной агентуре можно выгодно продать, тем же американцам. И не только деньги играли роль – новые документы, гражданство другой страны, безопасность семьи. За архивами охотились все сильные игроки – Англия, США в первую очередь.
Для НКВД, управления СМЕРШ» всех видов и архивы и сотрудники спецслужб восточных стран тоже представляли интерес. Кого внедрили в советские органы – военные или гражданские, в промышленность, конструкторские бюро.
Начали формироваться группы, разрабатывали планы захвата архивов. В Румынии несколько портов, в каждом есть отделы морской разведки. В первую очередь интересовали военно-морской порт Констанцы и Жестрияны. Операции проводились силами Черноморского флота. Андрей попал в группу СМЕРШа, нацеленную на порт Жестрияны. Для их группы был выделен отряд торпедных катеров и бронекатеров, 384-й отдельный батальон морской пехоты. Офицеры СМЕРШа тем временем изучали карту города – как можно быстрее и с меньшими потерями пробиться к зданию разведки. Изучали не только карту города, но и фотографии авиаразведки, сделанные накануне. Там самые свежие данные – укреплённые районы, доты и дзоты. Не обязательно переть в лоб, танков поддержки не будет, максимум – катерные пушки в порту и ручные пулемёты в городе. Но пушки катеров не приспособлены для обстрела невидимых целей навесным огнём, это обычные танковые 76-мм орудия и в самом городе рассчитывать надо на себя.
В Румынии существовало две конкурирующие спецслужбы. Одна – сигуранца, от румынского слова «безопасность», созданная русским эмигрантом Михаилом Морузовым. Самая настоящая политическая полиция, с разведкой и контрразведкой, сильная, не уступающая французской или итальянской. И другая – SSi – секретная информационная служба, подчинена Генштабу, фактически – военная. Личный состав относительно невелик – 917 человек, так и страна невелика по численности. Имела эшелонированную агентуру «Вултурул», главное управление в Бухаресте, отделения в Констанце и Жестриянах.