Собрал ощущение своей фантазии в ковшик ладоней, определил отголосок внутреннего «я», который звучал в области центра «тихой грусти». Когда приложил ладони к этой точке, то вскоре почувствовал, что неодолимая сила влечет его в глубины центра «тихой грусти», где появилось глухое, ватное отчаяние, которое непроницаемой стеной окружало со всех сторон. Что послужило причиной такого тяжкого состояния? Фантазия сама по себе ничего не проясняла. В ней он чувствовал себя униженным, раздавленным, физически немощным и несчастным, однако испытывал моральное удовольствие, так как страдал за какую-то высокую идею. Вероятно, идея была значимой в его внутренней реальности, а в реальной жизни она считалась вредоносной. Вот и возник конфликт. Понимание, что великая цель, ради которой он принес себя в жертву, на самом деле «пшик» и отрицается обществом, привело его в отчаяние. Подавленность психики неизменно сказывалась на настроении, а те женщины, с которыми возникали отношения, хотели видеть рядом уверенного, сильного мужчину. Они требовали своего, чем только усугубляли конфликт. Скоро все женщины стали для него ассоциироваться с обществом, отвергающим выстраданную высокую идею. Единственный выход он видел в полной самоизоляции, нежелании контактов с людьми, особенно с женщинами.
Коррекцию начали с записывания конфликта внутренней реальности и внешнего мира. Начинал писать свою исповедь Игорь с неверием в возможность помощи. Однако когда в прописи он вышел на конфликт, порождающий страдание, словно пелена упала с его глаз. Он понял, что его бесконечное отчаяние мешает сделать нужный шаг, поменять жизнь решительно и бесповоротно. Шаг сделать удалось, удались и перемены. Не так давно он встретил женщину, которая считает его очень интересным, талантливым человеком (что соответствует действительности), а главное, беззаботным и веселым, общительным и легким. Может быть, это субъективное восприятие любящей женщины? Как выяснилось — нет! Его старые знакомые также отмечали разительные перемены. Они произошли благодаря упорной и сложной самокоррекции, которой наш герой занимался несколько месяцев. Мы только определяли основные направления работы и схемы действия.
Приведенные примеры позволяют выявить точки проекций фантазий, их влияние на разные ПСЦ.
Освоим еще один практический прием. Помещаем фантазию в ковшик между ладонями и подносим к правому виску (временному каналу прошлого). Создаем в воображении внутреннюю программу, нацеленную на то, чтобы вспомнить возраст закладки. Появляется ощущение, и мы, фиксируя рукой канал (техника описана ранее), находим в нем узел проявления закладки, запоминаем ощущение, которое сопровождает наши действия. Это чувство возраста фантазии.
Теперь к ощущению той фантазии, которую поместили в пространство между ладонями, добавляем чувство возраста закладки. Представляем, как внутри ковшика ладоней оба состояния перемешиваются между собой. Когда процесс завершится, вновь прикладываем ладони к правому виску. Нужно слушать внимательно, ибо рождается ощущение тех состояний, которые послужили причиной будущей фантазии. Например, соперничество в семье, конфликт в «скрытой сфере», наложение переживаний бытовой сферы на сексуальные настроения и т. п. Для нас важно выявить ключевые моменты закладки и ее возраст. Почему? Глубокие, многолетние закладки легче поддаются коррекции (как это ни странно), а вот недавние воспринимаются психикой как новая информация, свежая струя. Процесс их коррекции более сложен.