Добывающие компании
Покупая акции добывающей компании, мы фактически покупаем маржу, то есть разницу между стоимостью добычи и стоимостью продажи того же золота. Эта маржа не подвержена уменьшению из-за «технологических инноваций». Ведь в подобном случае подешевеет не только металл, но и себестоимость его добычи.
При росте цен на золото могут осваиваться новые, до этого невыгодные месторождения. В этом случае простой участок земли, о добыче золота на котором никто и не думал, может на глазах превратиться в прибыльный бизнес. Акции компаний, заранее купивших подобные перспективные участки, могут вырасти в десятки раз[49].
Однако инвестору, как обычно, не следует забывать о нашей «таблице Менделеева». В частности, о рисках плохого менеджмента.
Я уже рассказывал, что в свое время именно плохой менеджмент привел к разорению Sunshine Mining – крупнейшей по запасам серебряной шахты в США. В итоге заработать на десятикратном росте серебра с 2001 по 2011 год не удалось.
Серебро
Читателю наверняка будет интересна приведенная ниже таблица, которая прослеживает падение цен на серебро в Лондоне за последние 700 лет.
«Действительная стоимость» серебра упала за этот период в 20 с лишним раз.
В отличие от операций с золотом, для того чтобы скупить все серебро в мире, не надо иметь очень много денег.
• Братья Хант прославились тем, что в 1980 году поставили на колени весь рынок серебра. С начала 1970-х годов они целенаправленно скупали серебро по всему миру. Цена за 10 лет выросла с 2 до 50 долларов за унцию. Но они продолжали покупки, привлекая кредитные средства. Закончилось все как обычно – «жадность фраера сгубила».
Когда биржа запретила новые покупки серебра, его цена упала сразу в пять раз. Братья потеряли 1,5 млрд долларов и были вынуждены продать весь накопленный металл.
Картины
Хорошо разбираться в живописи очень полезно. Ведь большинство из нас приобретают картины для домашнего интерьера, а некоторые и для инвестиций.
К разряду «инвестиционных» работ в первую очередь нужно причислить картины известных художников. Но они достаточно дорогие, их стоимость почти всегда превышает 50 тысяч долларов. Пожалуй, самое главное правило при покупке живописи – никогда не путать интерьерные работы и картины, пригодные для вложения средств.
• В начале 2000-х, когда я только разработал концепцию «эксклюзивных» товаров, мы с братом решили купить произведения соцреализма. Это направление в советском искусстве существовало недолго, и картин было ограниченное количество.
Как обычно, идея оказалась верной, однако исполнение – крайне странным. Мы купили порядка полусотни работ «второго эшелона» стоимостью от 2 до 10 тысяч долларов. И спрятали их на хранение.
В то же время владелец дружественной нам галереи «Совком» Юрий Тюхтин купил за 20 тысяч долларов[50] натюрморт «Сирень» Дейнеки, пожалуй, самого известного соцреалиста.
Все последующие годы соцреализм стремительно рос в цене. В итоге «Натюрморт» был продан в 2011 году почти за полмиллиона долларов. А вот наши «интерьерные» работы, к сожалению, не были столь популярны. Их от случая к случая с трудом удавалось продавать по ценам, ненамного выше начальных. В результате мы с трудом вернули свои деньги. Правда, остались с дюжиной картин на память.