— самыми крупными размерами среди городов древности,
— внутренней стеной 30-метровой высоты (как десятиэтажный дом) и 15-метровой толщины. По такой стене свободно проезжало три колесницы в ряд, а современных автомобилей по ней могло бы проехать 6-7. В стене было 15 ворот. Воздвигнутые на ней башни достигали 60 метров в высоту (как двадцатиэтажный дом).
— крепостным рвом шириной в 45 метров. Окружность Ниневии составляла более 10 километров. «Врагу, нападавшему с востока, со стороны, наиболее уязвимой для города, — пишет историк Ниневии и Вавилона Остен Х. Лейард, — приходилось первым делом штурмовать огромную стену, защищенную к тому же отдельно стоящими фортами. После этого ему предстояло, чтобы взять город, преодолеть два рва и внутреннюю стену, которая по размерам мало уступала внешней.
(Согласно данным Рича, расстояние от внутренней окружности стены до внутренней поверхности первой стены составляло 602 метра. Добавив к этой цифре ширину внешней стены, получим о коло 660 метров — такова была ширина полосы укреплений вокруг Ниневии.)
Сохранившиеся развалины этих укреплений практически подтверждают сведения Диодора Сицилийского, который писал, что стены достигают 30 метров в высоту, и что по ним может проехать три колесницы в ряд. Это заставляет думать, что древние историки, описывая крепостные валы вокруг Ниневии, ограничивались лишь теми укреплениями, которые окружали отдельные кварталы или царский дворец, как и в случае Вавилона. В то время как внутренние стены строились из камня и кирпичей, наружные, видимо, состояли попросту из грунта, гальки и обломков камня, получившихся при выкапывании рвов; которые ценой огромных усилий прокладывались в скальной породе».
Наш рассказ об истории Ниневии будет опираться на магистерскую диссертацию Джорджа Майсингера, написанную в Даласской богословской семинарии. История эта' оставляет довольно жуткое впечатление.
«Вскоре началось возвышение Псамметиха, египетского фараона, выступавшего против Ассирийского владычества, и надеждам Ассирии в Египте был положен конец. Земли, принадлежавшие Эламитам, были потеряны еще до смерти Ашшурбанипала. В свое время они были не слишком значительным приобретением, но их потеря указала на то, что колесо фортуны стало вращаться против Ассирии. Наступал ее последний акт на исторической сцене. Одна из величайших загадок истории состоит в том, что Ассирия, в 663 г. до Р. Х. находившаяся на вершинах власти, всего за 51 гол погрузилась в забвение».
Несмотря на всю прочность стен Ниневии, Ассирия рушилась на глазах.
«Летом 614 г. до Р. Х., — продолжает Майсингер, — Киаксар выступил против самой Ниневии. Хотя в этом месте текст поврежден, из него ясно, что завоевателям не удалось взять стены города, и они атаковали более легкую добычу, захватив город Тарбис, расположенный в нескольких километрах к северо-западу от Ниневии. Затем Киаксар направился на юг и разграбил город Нимруд».
«Разумеется, — продолжает Майсингер, — недавние военные и внешнеполитические неудачи подорвали дух ассирийской армии. И тем не менее, одним этим невозможно объяснить, почему в 612 году произошло такое сокрушительное поражение Ассирии. Ужас ассирийцев не мог не быть следствием какого-то чрезвычайного события.