Если же сердце государя закрыто радостями и горестями, то сановнику следует вразумлением удалить это опьянение радостями. Это возможно сделать через те дела, в которых нет омраченности, в этих делах нужно сблизиться с государем, чтобы дать ему возможность достичь просветления в сердце. Мудрецы древности были способны увещевать и воспитывать государя, только опираясь на его Ясность. Если же будешь действовать силой и давлением, то столкнешься с противодействием. Только тогда сможешь достичь успеха в очищении сердца, когда действуешь в мягкости и целостности, в Ясности различения и осознании света.
Так, например, мы знаем несколько примеров в истории, когда правитель желал внести изменения в установленный порядок из-за любви к одному из своих сыновей: либо поменять закон наследования престола, либо утаить сына от тяжелых обязанностей посла и заложника. Такова омраченность личной любовью. Те сановники, которые взывали к правителю, указывая ему на его ошибки, не могли достичь успеха, поскольку исходили из того же чувства любви правителя в своих увещеваниях. Разве мог он услышать их? В любви к сыну правитель желал ему знатности, богатства, наслаждений и долгой жизни, и в сердце его в этой области была полная Ясность.
Только тот наставник, который поменял план действий и стал увещевать, указывая на другие интересы государя, не омраченные личной привязанностью, был услышан. И это не только потому, что он обратился к государю таким образом, а потому, что он дал государю новый смысл, новую Ясность. Потому что в поучении нужно обращаться к достоинствам человека, к тому, чем он владеет, что он умеет, в чем он искренен. Ведь это именно та область, где существует сердечная Ясность. И если мудрец, полагаясь на Ясность сердца, входит в сознание человека, то после этого развивает его способности. Это то, о чем Мэн-цзы>5 говорил: «Через совершенство Силы духа достигать способностей и качеств».
29 | Ш4 Сводные толкования
Ван Би говорит:
«Располагаешься в ДВОЙНОЙ ОПАСНОСТИ, но ступаешь правильно, мягкостью ступаешь по мягкости, в поступи обретаешь свое место, тем самым принимаешь благословение от Пятерки. Пятерка также обретает правильное место, твердостью пребывая на твердости. И твердость, и мягкость обладают своим местом. Кроме этого, нет других созвучий. Устанавливается связь только через взаимное притяжение. Здесь ясность веры становится еще более явной, и не сохраняется внешних украшений.
Когда у тебя есть только 1 кубок вина и 2 плошки еды, есть сосуд для приношений из простой керамики, то обращаешься с этим чрезвычайно бережно, сам вносишь через окно.
Действуя так, станешь образцом поведения для правителей и князей, сохранишь для них алтари и храмы предков и тогда закончишь отсутствием неприятностей».
Цу Идин говорит:
«В обстоятельствах ДВОЙНОЙ ОПАСНОСТИ пребываешь в месте, наполненном страхами, но сближаешься с Пятеркой, принимаешь в себя ян и совершенствуешь в себе чистую искренность, продвигая свою Верность и веру. Тогда окончишь отсутствием страхов».
Го Юн говорит: