×
Traktatov.net » Духовные скрепы от курочки Рябы » Читать онлайн
Страница 170 из 171 Настройки

«Время человеческой жизни — миг. Её сущность — вечное течение, ощущение — смутно, тело — бренно, душа — неустойчива, судьба — загадочна, слава — недостоверна. Одним словом, всё, относящееся к телу, подобно потоку, относящееся к душе — подобно сновидению и дыму. Жизнь — борьба и странствие на чужбине…

Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии… Самое главное — безропотно ждать смерти, как простого разложения тех элементов, из которых слагается каждое живое существо. Но если для самих элементов нет ничего страшного в их постоянном переходе друг в друга, то где основания бояться кому-либо их общего изменения и разложения? Ведь последнее согласно с природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным».

Жизнь — лишь краткая командировка; доброта и благородство должны быть потребностью души, а не внешними узами; при этом человек — сам для себя бог, считал Марк Аврелий:

«Не поступай ни против своей воли, ни вразрез с общественным благом… Пусть божество в тебе будет руководителем существа мужественного, зрелого, преданного интересам государства, римлянина, чувствующего себя на посту, подобно человеку, который, не нуждаясь ни в клятве, ни в поручителях, с лёгким сердцем ждёт зова оставить жизнь. И светло у тебя будет на душе, и ты не будешь нуждаться ни в помощи извне, ни в том спокойствии, которое зависит от других. Не живи так, точно тебе предстоит жить десять тысяч лет. Уже близок час. И потому, пока живёшь, старайся быть хорошим».

«От всего сердца люби людей, с которыми тебе суждено жить», — Марк Аврелий и сам до конца дней своих придерживался этой философии. Он был твёрд в деле и прост в быту. Спокойно спал на земле, носил простую одежду, всегда был приветлив с окружающими.

Однажды в империи вспыхнул мятеж, и сирийский наместник Авидий Кассий объявил себя императором. Восстание самозванца было подавлено, а Марку Аврелию принесли пачку писем, которые Кассий писал своим друзьям-заговорщикам. Не распечатывая их, Марк Аврелий бросил письма в огонь, «чтобы не узнать имён своих врагов и не возненавидеть их непроизвольно».

Античные историки писали, что Марк Аврелий постоянно повторял изречение Платона: «Государства процветали бы, если бы философы были властителями или если бы властители были философами». Тогда Риму повезло, у его руля стоял философ-стоик — «честный без непреклонности, скромный без слабости, серьёзный без угрюмости», как его характеризовали современники. И они же давали его правлению такую оценку: «Если бы он не родился в то время, весь римский мир развалился бы в едином падении».

Дело в том, что правление Марку Аврелию досталось трудное, началась первая волна Великого переселения народов, вызванная глобальными климатическими колебаниями (подробнее — в «Истории отмороженных»). На Рим тогда со всех сторон обрушились несчастья — неурожаи, чума, многочисленные землетрясения, разрушавшие целые города, опустошительные налёты саранчи, аномальные разливы рек, беспрецедентное нашествие варваров, которые во все времена играли роль «человеческой саранчи».