Там же указывались мероприятия по улучшению службы воздушного наблюдения, оповещения и связи, повышению боевой готовности зенитных средств и истребителей к отражению нападения воздушного противника. Выполнение требований этой директивы дало положительные результаты. Потери наших самолетов от ударов вражеской авиации на аэродромах снизились.
В первые же дни войны Коммунистическая партия еще шире развернула в Красной Армии партийно-политическую и воспитательную работу. В Военно-воздушные силы были направлены многие ответственные и опытные партийные руководители. Политорганы совместно с партийными и комсомольскими организациями авиационных частей и соединений оказывали повседневную помощь командирам в борьбе с отдельными элементами благодушия и беспечности; доводили до глубокого сознания всех авиаторов нависшую смертельную опасность над нашей Родиной, помогали им лучше организовывать боевые действия. Все это благотворно сказывалось на повышении боеспособности авиации. Морально-политическое состояние наших авиаторов было высоким. В тяжелых условиях обстановки, в многочисленных боях с врагом советские летчики ежедневно совершали героические подвиги. Лучшие воины-авиаторы: летчики, штурманы, воздушные стрелки, инженеры, техники, специалисты авиационного тыла - подавали заявления с просьбой о приеме их в ленинскую партию, выражая сыновнюю любовь к Родине. Так, с 22 июня по 8 июля 1941 г. в 18-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии было принято в ряды партии 70 человек{34}, в 55-й смешанной авиационной дивизии - 68{35}, в 5-й смешанной авиационной дивизии - 98 человек{36}. Рост численности партийных организаций ВВС демонстрировал неразрывную связь Коммунистической партии с народными массами страны. Вместе с комсомольцами члены партии составляли тогда от 65 до 85% личного состава авиационных частей{37}.
* * *
В период с 10 июля по 30 сентября наша авиация прикрывала и поддерживала сухопутные войска во всех оборонительных операциях, проводившихся Красной Армией с целью остановить наступление противника, измотать и обескровить его ударные группировки и сорвать план "молниеносной" войны.
На северо-западном направлении немецкие войска группы армий "Север" после выхода на рубеж Псков, Остров, Опочка, Идрица стремились во взаимодействии с финскими войсками овладеть Ленинградом. Противник имел четырехкратное превосходство по орудиям и минометам, двойное по пехоте и полуторное по танкам и авиации. Его авиационная группировка насчитывала 1900 самолетов, из которых более 1200 действовали непосредственно под Ленинградом. Группировка нашей авиации состояла из ВВС Северного и Северо-Западного фронтов, ВВС Балтийского флота и 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО и имела 1300 в основном устаревших самолетов.
Чтобы лучше применять имевшиеся силы нашей авиации и оказать более эффективное воздействие на врага, Ставка ВГК оперативно подчинила ВВС фронтов и морского флота, а также 7-й истребительный авиационный корпус ПВО командующему ВВС Северо-Западного направления генералу А. А. Новикову, который координировал действия авиационных соединений и направлял их основные усилия на решение главных задач.