Однако временная потеря связи и управления авиачастями имела место и в штабе ВВС Южного фронта. Но командиры авиационных полков, не дожидаясь получения приказа на боевые действия свыше, своевременно принимали решения на отражение налетов немецкой авиации. Такое решение, например, принял командир 67-го истребительного авиационного полка майор Б. А. Рудаков. Под его командованием летчики в первый же день войны совершили 117 боевых вылетов и успешно отразили 4 налета бомбардировщиков противника. В воздушных боях они уничтожили 13 самолетов, а сами потеряли всего 2 истребителя. В этих боях особенно отличился, проявив героизм, командир звена старший лейтенант А. И. Мокляк, который огнем пулеметов сбил два немецких самолета, а третий таранил.
Разумную инициативу и смелые действия проявил и командир 55-го истребительного авиационного полка подполковник В. П. Иванов. С получением сигнала с поста ВНОС о нарушении вражескими самолетами государственной границы и приближении к аэродрому 20 бомбардировщиков и 18 истребителей он немедленно поднял в воздух дежурную авиаэскадрилью в составе восьми самолетов МиГ-3. Стремительно атаковав противника, летчики рассеяли немецких бомбардировщиков, вынудив их, не достигнув цели, в беспорядке сбросить бомбы. Поднявшиеся по тревоге остальные летчики полка смело вступили в бой и обратили противника в бегство. Лишь отдельным прорвавшимся бомбардировщикам удалось незначительно повредить три наших самолета и поджечь склад с авиабензином. Командование Южного фронта основные усилия авиации сосредоточило для действий по войскам противника, вторгшимся на нашу территорию. Первые штурмовые удары были нанесены по переправам через реку Прут и колоннам вражеских войск. Эффективные действия нашей авиации причиняли противнику значительные потери в живой силе и боевой технике.
"Командование и бойцы, - указывалось в телеграмме Военного совета 9-й армии,- приносят товарищескую благодарность летчикам 21-й смешанной авиационной дивизии (командир полковник Д. П. Галунов) и ночному бомбардировочному полку, которым командует подполковник Ф. П. Котляр, за активную помощь в уничтожении противника. Благодаря отличным действиям авиации противник, который вторгся в пределы нашей земли, был настолько деморализован, что вынужден был поспешно отойти, беспощадно уничтожаемый метким огнем летчиков"{27}.
Всего за первые 18 дней войны ВВС Южного фронта совершили более 5 тыс. самолето-вылетов, в воздушных боях и на аэродромах они уничтожили 238 самолетов противника{28}. За это время самолетный парк фронта сократился незначительно, с учетом пополнения он имел 734 самолета{29}.
На северном крыле советско-германского фронта войска противника перешли в наступление на седьмой день войны (29 июня). Однако наша авиация начала свои боевые действия на этом направлении на третий день войны.
25 июня по указанию Ставки ВГК ВВС Северного фронта (командующий генерал А. А. Новиков, заместитель по политической части бригадный комиссар Ф. И. Усатый, начальник штаба генерал А. П. Некрасов) совместно с ВВС Краснознаменного Балтийского флота (командующий генерал В. В. Ермаченков) и ВВС Северного флота (командующий генерал А. А. Кузнецов) нанесли массированный удар по 19 аэродромам Финляндии и Северной Норвегии, где базировались авиачасти 5-го воздушного флота Германии и ВВС Финляндии. Цель удара заключалась в том, чтобы ослабить северную авиационную группировку противника и сорвать ее налеты на Ленинград.