В апреле 1977 года японский траулер «Цуйомару», промышлявший скумбрию в районе Новой Зеландии, поднял с глубины около трехсот метров полуразложившийся труп неизвестного животного.
Рыбаки никогда не видели подобного животного: маленькая голова, длинная, полутораметровая шея, двухметровый хвост…
Сразу же возник вопрос: что с ним делать? Наверное, столь редкостным уловом могут заинтересоваться ученые. Но находка разлагалась, зловонный жир растекался по палубе. Трюмы заполнены рыбой. А судовой врач заявил, что гниющая туша опасна для здоровья экипажа.
Капитан приказал выбросить «незнакомца» в море. Но перед этим его сфотографировали, измерили и взвесили. В судовом журнале была сделана запись, что длина чудовища — тринадцать метров, а вес около двух тонн.
Оставили только кусок плавника, который поместили в холодильник.
А среди ученых сразу же разгорелись споры: кто же попался в сеть рыбаков? Два видных японских специалиста по вымершим животным уверенно заявили, что траулер «Цуйомару» выловил недавно погибшего плезиозавра — огромного ящера, который считается вымершим. Эти животные населяли океан около ста миллионов лет назад.
Однако другие ученые, изучив фотографии и зарисовки морского зверя, не согласились с таким заключением. Скорее всего в сеть попала полуразложившаяся туша небольшого кита или большой акулы. Кому не известно, как сильно изменяется облик погибших животных, когда они начинают разлагаться…
Но в руках ученых находился еще плавник. Что покажет его исследование?
Прошло около года, и ученые сообщили о результатах: в тканях плавника морского незнакомца обнаружен белок, который свойствен акулам, у китов его нет.
Но оказывается, такой же белок имеется в тканях рептилий. К классу которых относятся и ископаемые ящеры.
Тайна чуть прояснилась: неизвестное животное было либо акулой, либо морской рептилией, не известной науке. А загадка осталась.
Сторонники «плезиозавра» говорят, что голова у животного была слишком маленькой для акулы. Кроме того, по уверениям рыбаков, их находка не имела специфического рыбного запаха, пахло разлагающимся мясом. Но… загадка осталась.
Осталась и снова вдохнула жизнь в давнишнюю тайну «Великого морского змея».
Сразу же оговоримся. Морские змеи не новость для науки. Они живут во многих тропических морях, многие из них отличаются особой ядовитостью, но по своим размерам не могут кого-либо удивить — самые крупные едва достигают двух метров. Не о них речь.
Большая морская змея, судя по всем описаниям, совсем не змея, а гигантская морская рептилия, или «морской дракон». Так что тут мы встречаемся с выходцами из мира древних рептилий.
История этого загадочного животного прослеживается со времен древнего мира. О нем писали Аристотель и Еврипид. Десятки сообщений об этом неуловимом обитателе моря можно встретить в хрониках и исторических трудах средних веков.
И конечно, многие сообщения больше похожи на сказку. Чего стоит, например, рассказ из книги «Свойства вещей» (автор — монах Бартоломей), переведенной с английского почти на все европейские языки. «Дракон, — писал Бартоломей, — является самым большим из всех змеев, часто он выходит из своей пещеры, подымается в воздух, своим движением он производит сильный ветер, и море вздувается от его жала, и он имеет гребень, и он высовывает свой язык, и он имеет зубы, как пилу, и сила его заключается не только в зубах, но и в хвосте, и он причиняет боль не только укусом, но и жалом. Он убивает всех, кого встречает на своем пути. Часто четверо или пятеро их соединяют вместе свои хвосты и подымают вверх свои головы и несутся над морем в поисках добычи. Между слонами и драконами происходит вечная война, ибо дракон бьет слона своим хвостом, а слон опрокидывает дракона своим хоботом… Причина, почему дракон жаждет крови слона, заключается в том, что последняя холодна и дракон стремится охладить себя ею. Иероним говорит, что дракон представляет собой животное, страдающее вечной жаждой, и поэтому он всегда держит открытой свою пасть против ветра, чтобы таким образом утишать огонь своей жажды. Вот почему, когда он видит корабли, несущиеся на всех парусах, он летит против них, чтобы попасть под струю холодного ветра, и опрокидывает их».