×
Traktatov.net » Земля неразгаданная » Читать онлайн
Страница 174 из 205 Настройки

Впрочем, по свидетельству писателя-натуралиста Д. Аттенборо, первенство по крикам держит другое животное — обезьяна-ревун. «Впервые я услышал этот крик, — пишет он, — когда мы шли вверх по Кукун (Южная Америка). Мы разбили лагерь на берегу реки. Подвесив на деревьях свои гамаки, легли спать. Сквозь листву над головой пробивалось мерцание звезд. Кругом чернели призрачные силуэты деревьев и лиан. И вдруг по лесу гулко раскатилось дикое улюлюканье. Оно то нарастало, то стихало, переходя в вой, напоминающий гудение проводов на сильном ветру. Страшные крики, от которых кровь стыла в жилах, издавала безобидная обезьяна-ревун.

Никто не знает, в чем смысл этих ночных концертов, но точно известно, что ревун может перекричать чуть ли не любого зверя на свете».

На Филиппинских и Зондских островах обитают не столь далекие родственники лемуров — долгопяты. Они относятся, как и лемуры, к подотряду полуобезьян, или низших обезьян.

Это животное, размером с крысу, выглядит, по деликатному выражению одного зоолога, «страшновато». Когда долгопят смотрит своими огромными глазами, в которых то расширяются, то сужаются зрачки, становится не по себе.

Кстати, долгопяты в тропиках выполняют роль нашего сказочного домового. Дело в том, что долгопят легко привыкает к человеку и готов жить у него в доме, если только притерпеться к его виду и малоприятному запаху. Его нередко так и называют — маки-домовой. Долгопят ведет ночной образ жизни. Если с ним встретиться в темноте, среди дикой природы, этот безобидный зверек может очень сильно испугать человека.

Жители Индонезии и Филиппин в своих легендах изображают долгопята как злого гнома, пьющего человеческую кровь. Но это, как говориться, поклеп.

А какие удивительные бывают насекомые! Перед вами обитатель Колумбии редкостный жук брахинус. Натуралисты наблюдали, как этот жук, защищаясь от врагов, «стрелял» какой-то едкой жидкостью. Сравнение с выстрелом напрашивалось само собой: когда насекомое выбрасывало из себя струйку жидкости, слышался звук, похожий на выстрел игрушечного пистолета.

Поначалу открытие никого не удивило. Мало ли таких «стрелков» в мире насекомых! Однако прошло время, и исследователи обнаружили у брахинуса уникальный механизм, позволяющий этому насекомому «стрелять» кипятком! В его желудке обнаружили настоящую химическую лабораторию. В ней содержатся раздельно в двух камерах водные растворы фенола (фенолы — ароматические спирты; к простейшим фенолам относится карболовая кислота) и перекиси водорода.

Когда жук подготавливается к «стрельбе», оба вещества подаются в третью камеру желудка, где смешиваются с ферментом, который мгновенно их окисляет. При этой реакции выделяется очень много тепла, нагревающего жидкую смесь почти до кипения. А выбрасываемая наружу едкая жидкость уже кипит.

Нечто схожее имеет в своем распоряжении сколопендра (многоножка). Только вместо кипятка она применяет ни много ни мало как цианистый водород — яд, убивающий за секунды!

Сколопендра даже «прикидывает», велика ли опасность. Если велика — насекомое открывает «огонь» сразу изо всех своих «орудий». В другом случае пускает в ход только часть газометов. Цианистый водород, вылетая из ножек ядовитой сколопендры, мгновенно испаряется, образуя смертоносное облачко.