Лечение должно проходить в максимально возможном темпе, который вы способны вынести.
Постоянно думайте об этом и чувствуйте это.
Научитесь созерцать из глубин разума.
ЛИБО
Правильное воззрение (или понимание).
Правильное намерение (или устремление).
Правильная речь.
Правильное поведение.
Правильный образ жизни (или призвание).
Правильное усилие.
Правильное памятование.
Правильное сосредоточение (или медитация).
Дзен не признает кумиров. Дзен освобождает разум из рабства выдуманных и овеществленных духовных сущностей, которые слишком легко вознести на пьедестал и превратить в кумиров, пленяющих разум и сбивающих с толку того, кто ищет истину[81].
Преодоление кармы. Чтобы преодолеть карму, нужно правильно использовать разум и волю.
Суждение в дзене. Суждение относится к дзену, только если является самоценным действием и не связывается ни с чем из того, что в нем утверждается.
О праджне (мудрости). Праджня – не самореализация. Это простая и чистая реализация вне субъекта и объекта.
О бодхисаттве[82]. Но затем [ты] должен оставить мудрость и вернуться в смертную оболочку[83]. Изучив другую сторону, ты возвращаешься и живешь на этой.
Медитация
Медитация не является уходом в себя. Это не техника ухода в себя, которая позволит отгородиться от внешнего мира и его объектов, устранить все отвлекающие мысли и сидеть в тишине, освобождая разум от образов и сосредоточиваясь на чистоте собственной духовной сути. Дзен не мистицизм и не уход в себя, не уход от мира. Это не «приобретенное созерцание». Воспринимать его как субъективный опыт, который можно «получить», очищая разум или выполняя определенные действия, – значит приговорить себя к неверным суждениям и абсурду, свести медитацию к вытиранию пыли на зеркале.
Внутренне замрите. Когда вы замираете, разум становится очень ясным и спокойным. В таком состоянии вы сможете действительно увидеть то, на что смотрите.
Медитация есть просвещение. Не следует обособлять медитацию как средство (дхьяну) и как цель (праджню). Они нераздельны, и дзен предписывает воплощать единство дхьяны и праджни во всех поступках.
Просветление есть знание. Нет принципиальной разницы между медитативным просветлением и тем, что обычно называют «знанием», – хотя второе разделяет познающего и познаваемое, а в первом такого обособления быть не может.
Медитация заставляет задуматься о нематериальном. Когда завершается воспитание мысли (заключающееся в отсутствии воспитания), она остается оторванной от всего, воспринимаемого чувствами. Пребывая в мире явлений, воспринимаемых чувственно, сама она таковым не является.
Настоящая медитация переносит вас в «здесь и сейчас». Для «достижения» дзена нужен не тот тип медитации, который сравнивают с вытиранием пыли на зеркале, а самозабвение в реально существующем настоящем, в «здесь и сейчас». Мы не становимся, мы есть. Не пытайтесь стать. Будьте.
Медитация лишена расчета. Незамутненный разум, безусловно, работает, думает и чувствует без расчета. Там, где есть расчет, должны быть и путь, и способ, и система либо дисциплина. Расчет рождается из желания достичь цели, а для этого нужны средства и многое сверх того. Медитация освобождает разум от любых расчетов.