• Последовательная деонтология (теория Иммануила Канта): нравственность поступка зависит от мотивов того, кто его совершает. Поступок нельзя назвать дурным, если он совершен из благих побуждений. Прежде чем совершить какое-либо действие, Кант советовал задать себе вопрос: «Может ли максима, лежащая в основе этого действия, стать максимой для всех людей?»
• Описательный релятивизм: мнение окружающих определяет, хорош поступок или плох.
Внутренняя ценность благого и прекрасного. Нужно ценить само благое и прекрасное, а не его проявления.
О моем характере. Откровенно говоря, я не так плох, как некоторые, но и не говорю, что я святой!
Расизм
О братстве людей. Можете считать меня лицемером или идеалистом, когда я говорю, что все мы – одна семья. Но любого, кто еще верит в разделение на расы, я считаю отсталым и узколобым. Вероятно, он не понимает равенства и человеческой любви.
Все мы – одна семья. Человеческие качества всегда одни и те же. Я не хочу приводить тут аргумент в духе «как сказал бы Конфуций…», но под этим небом, на этой земле мы все действительно одна семья.
Расизм заложен в традиции. Многих все еще связывает традиция. Когда старшее поколение говорит чему-либо «нет», остальные тоже выражают неодобрение. Если старейшие что-то порицают, они действительно верят, что порицаемое неправильно. Они редко используют разум, чтобы добиться правды, и редко искренне выражают свои чувства. Простая истина в том, что мнения по таким темам, как расизм, – традиция, не более чем формула, выведенная на опыте предыдущих поколений. Но поскольку время не стоит на месте, формулу следует изменить.
Свобода от традиций – свобода от предрассудков. Я, Брюс Ли, – человек, который не следует формулам, насаждающим боязнь. Неважно, какого цвета у вас кожа – белого, черного, красного, да хоть синего. Я не вижу преград для того, чтобы с вами подружиться.
Трудности
Польза трудностей. Во времена процветания мы не склонны анализировать свое поведение; трудности заставляют задуматься о своем состоянии, а это полезно.
Трудности стимулируют работу ума. Когда все хорошо, ум избалован радостями, собственническими желаниями и т. д. Только во времена лишений, трудностей и бед разум крепко задумывается о моем состоянии. Тщательный анализ себя укрепляет ум, помогает мне понять самому и быть понятым.
Ценность глупых вопросов. Умный человек узнает из глупого вопроса больше, чем дурак из мудрого ответа.
Никогда не расходуйте силы на волнения и негативные мысли. У кого меньше гарантий трудоустройства, чем у меня? Чем я живу? Верой в свои возможности добиться желаемого. Да, проблемы со спиной устроили мне «веселый» год, но любые трудности – еще и благословение. Такая встряска напоминает, что нельзя закапываться в рутине.
Тревога как защитный механизм. Не пророчьте несчастья, если не знаете способа от них защититься. Тревога ничего не стоит, если из нее нельзя сделать щит[58].
Проигрывать не позорно. Быть поверженным не позорно. Важно спрашивать себя: «Почему я оказался поверженным?» Тот, кто так мыслит, не безнадежен.