×
Traktatov.net » Клуб «5 часов утра» » Читать онлайн
Страница 194 из 199 Настройки

Он откашлялся и негромко, но вдохновенно заговорил:

«Всю жизнь я посвятил борьбе за свободу африканского народа. Но я не боролся против белых. Я боролся за то, чтобы и у белых, и у черных были одинаковые права. Я лелеял идеал свободного общества – общества, где все люди имеют равные возможности и живут в гармонии друг с другом. Этот идеал помог мне выжить там, где выжить было невозможно. Но если понадобится, я готов умереть за него».

В камере воцарилась тишина. Все были потрясены глубиной и мужеством этой речи.

– Мандела был настоящим героем, – нарушил тишину Заклинатель.

– Да, – подтвердил проводник. – Знаете, что он сделал, когда стал президентом? Пригласил в гости прокурора, который требовал для него смертной казни! Вы можете в это поверить? А своих тюремщиков – тех самых, что мочились на него, когда он лежал на дне могилы, пригласил на инаугурацию!

– Вот это человек! – с тихим восхищением произнесла Бизнес-леди.

– Это великий человек! – ответил гид. – Он был настоящим лидером. Настоящим героем. Настоящей легендой. В своих воспоминаниях он писал: «Выходя за ворота тюрьмы, я знал, что, чтобы обрести настоящую свободу, мне нужно оставить всю свою горечь и ненависть за тюремными стенами».

– Он также писал, – сказал Заклинатель, – что «быть свободным – значит не просто сбросить оковы, но уважать и приумножать свободу других людей».

– И еще, – подхватил гид. – «Никто не рождается с ненавистью к человеку из-за цвета кожи, происхождения и религии. Люди учатся ненавидеть. И если они могут научиться ненавидеть, их можно научить любить, потому что любовь более естественна для человеческого сердца».

– Я читал, что даже в этой тесной камере он тренировал свое тело, – сказал миллиардер. – Он вставал около пяти утра и бегал на месте сорок минут. Затем делал двести приседаний, а потом – сто отжиманий на пальцах. Его пример вдохновил меня, и каждый раз, когда я отжимаюсь, я вспоминаю Нельсона Манделу.

– Я думаю, его главной тренировкой была тренировка души, – улыбнулся экскурсовод. – Мистер Мандела вошел в эту камеру озлобленным, агрессивным и воинственным молодым человеком. Но восемнадцать лет непрерывных страданий сделали его совсем другим. Архиепископ Десмонд Туту говорил: «Невзгоды могут либо ожесточить нас, либо облагородить». К счастью, Мадиба – таково было прозвище Нельсона в тюрьме – выбрал последнее.

– Знаете, я заметил одну любопытную вещь, – произнес Заклинатель. – Всем великим людям пришлось пройти через боль. И все они использовали эту боль как возможность для своего развития.

Затем он повернулся к супругам.

– Пока мы здесь, я хочу вам показать кое-что, – сказал он, доставая из кармана небольшой сверток. Это оказался листок бумаги, на котором была изображена схема.

– О, еще одна учебная модель! – воскликнула Бизнес-леди.

– Да, – кивнул Заклинатель. – Ваша последняя и главная шпаргалка. Здесь, в этой камере, заканчивается ваше обучение. Вы стали полноценными членами клуба «Пяти Утра». Дальше начинается ваш самостоятельный путь.

Бизнес-леди и Художник удивленно переглянулись и посмотрели на схему.