– Надеюсь, когда будут бомбить вашу столицу, вы не пожалеете о своей скупости. – Алексей улыбнулся послу. – Но если у кого-то нет денег, у меня есть отличное предложение. – Он с улыбкой оглядел чуть повеселевших дипломатов. – Кредит под двадцать процентов годовых. Ну и штрафы за задержку платежей. Но полагаю, господин канцлер определит точную сумму для каждой страны, чтобы не грести всех под один размер.
– Зачем вам это? – Посол Тагарина с укором посмотрел на Алексея. – Мы и так сняли с себя последнюю рубаху.
Алексей рассмеялся.
– А затем, чтобы, когда к вам в очередной раз придут и позовут воевать с нами, у вас был только один ответ: «Нет. Мы за прошедшую войну еще не рассчитались».
Ассарта, королевство Агелау, Ашир.
Королевский дворец
– Вы открываетесь с неожиданной стороны, Алекс. – Сидя за обеденным столом, король подлил себе разбавленного водой вина и сделал небольшой глоток. – Я бы вот довольствовался тем, что они уже привезли. А вы сумели получить от них намного больше.
– Думаю, что вы совершенно правильно поручили это дело герцогу Агару и канцлеру. Эти двое выжмут из них все до последнего медяка, – ответил Алексей.
– А на что бы вы потратили такие деньги?
– Если бы был частным лицом? – Алексей улыбнулся, глядя в лицо королю, уже зная его ответ.
– Нет, если бы были королем.
– Пригласил бы ведущих инженеров и ученых для преподавания в академиях, подкинул бы денег философам и тем, кто занимается чистой наукой, а то они вечно живут впроголодь, а чистая физика и чистая математика – это то, из чего вырастает и передовая промышленность и вообще прогресс.
– А мне тут подсказывают, что нужно вбросить деньги в пенсии и все такое прочее.
– Ни в коем случае. – Алексей покачал головой. – На социальные нужды можно выбрасывать деньги до бесконечности, но так не заработаешь даже лояльности населения. Это все уже пробовали не раз на моей родной планете, и ничем хорошим это не закончилось. Пришлось банкротить огромную страну с глобальным оружием, чтобы начать выправлять ситуацию. А всего-то три десятка относительно жирных лет, когда пособия получали даже совершенно антисоциальные граждане.
– А если влить их в промышленность?
– В чистом виде не получится. Деньги, отданные на строительство предприятий, будут в основном разворованы и станут основой для капитала спекулянтов и прочих паразитов. Строить можно и нужно, только если вы собираетесь владеть этой собственностью и дальше, и конечно, главный упор делать на тяжелую индустрию. Сталь, машины и механизмы, транспорт во всех видах, конструкторские бюро и инженерные коллективы. Ну и последнее по списку, но не по значению – школы, академии, другие учебные заведения. Без школ нет будущего.
– У вас все так, как вы говорите? – Король внимательно посмотрел на Алексея.
– Нет конечно. – Широков вздохнул. – Явные и тайные враги, дураки, казнокрады и приспособленцы… Но мы работаем. В том числе и уменьшая поголовье всех вышеперечисленных во власти. Процесс бесконечен. Казнокрады, дураки и враги протаскивают во власть своих, потому что с ними проще договариваться, а люди нормальные и приличные их потихоньку выбивают. И все при деле, все заняты.