×
Traktatov.net » Русская эмиграция и гражданская война в Испании 1936–1939 гг. » Читать онлайн
Страница 48 из 110 Настройки
.

В дальнейшем двое белоэмигрантов еще дважды участвовали в допросах А.А. Шукаева – 3 марта (немцы) и 7 марта (итальянцы) 1937 г. В последний раз при допросе итальянцы избивали пленного, с его слов: «Я начал кричать: “убейте меня, чем избивать”, а беляк ответил: “нет, мы над тобой поиздеваемся”»[223]. О встречах с советскими летчиками оставили свои воспоминания также А.П. Ергин[224] и о. Иоанн (Шаховской)[225].

По окончании боевых действий вместо ранее существовавшего в Испании подотдела РОВСа была организована группа чинов РОВСа во главе с капитаном Н.Е. Кривошеей. 10 июня 1939 г. начальник группы обратился с рапортом к главе РОВСа генералу А.П. Архангельскому с просьбой наградить чинов группы орденами Св. Николая Чудотворца[226]. Судьба данного рапорта неизвестна, равно как ничего неизвестно и о награждениях. Наконец 30 июня 1939 г. русские добровольцы армии Франко были официально демобилизованы. Чужая гражданская война, ставшая продолжением своей российской Гражданской войны закончилась.

Была ли помощь эмигрантов франкистам полезной и ощутимой? Попробуем подвести итоги. Ранее общепринятая цифра в 72 человека на сегодняшний день представляется явно заниженной. В основу этого утверждения ложится в первую очередь публикация М.Е. Кольцова в советской газете, содержащая список из 128 фамилий русских добровольцев в армии Франко[227]. В испанских архивах были обнаружены новые сведения о службе 12 русских добровольцев в составе Итальянского корпуса добровольческих войск[228]. В фондах отечественных архивов была найдена информация о создании трех отрядов из русских эмигрантов в Германии для отправки в Испанию, численность отрядов превышала 100 человек. Таким образом, число русских эмигрантов в армии Франко можно определить в 150–170 человек (в настоящий момент автором поименно установлены 116 человек)[229]. Из этого числа 19 добровольцев были убиты, многие ранены один и более раз.

В октябре 1936 г. известный прозаик Русского Зарубежья Николай Белогорский, в среде военной эмиграции известный как генерал-майор Николай Всеволодович Шинкаренко, оказался в Испании. Средства на поездку ему предоставил редактор журнала «Часовой» В.В. Орехов. Взамен Шинкаренко обещал предоставить для журнала ряд статей и неофициально собирать данные о красных испанцах для Генерального штаба Польши (такое мнение об адресате сложилось у него из разговора с В.В. Ореховым). 12 октября 1936 г. при содействии Орехова генерал-майор Шинкаренко был принят в Профессиональный союз иностранных журналистов и официально стал корреспондентом журнала «Часовой». Также для поездки он получил рекомендательный сертификат от председателя РОВСа генерала Е.К. Миллера. 24 октября 1936 г. Шинкаренко оказался на территории Испании[230].

Не достигнув взаимопонимания с некоторыми испанскими офицерами, он уехал из Испании, но 12 февраля 1937 г. снова вернулся.

Уже в мартовском номере «Часового» была опубликована первая весточка от Шинкаренко – «Письмо из Испании».

Вскоре в Испанию отправился и сам В.В. Орехов. Вместе с другими европейскими журналистами он был принят в штабе Франко в Саламанке. Позже редактор «Часового» вспоминал: «Я уже писал в “Часовом” мое представление генералу Франко, который не только достойно меня принял, но даже “командировал” меня на фронт, где движением войск на Мадрид командовал генерал армии Варела. Пробыл на фронте я больше двух недель и вернулся в Саламанку. Добавлю, что на фронте генерал Варела поручил мне опросы четырех советских офицеров, взятых белыми испанцами в плен»