Тогда папе едва перевалило за пятьдесят, а маме еще не было пятидесяти. Им бы еще жить да жить! Под конец нашего телефонного разговора я пожелал им удачи и силы, так как они вступали в грязный мир политики. Губернатор в прошлом был офицером полиции, и все знали, что его друг – также бывший полицейский – возглавлял, по слухам, организованную преступность на Гавайях.
Когда отец, как и ожидалось, проиграл выборы, губернатор сообщил ему, что он больше никогда не будет работать в правительстве Гавайев.
Для мамы с папой это была катастрофа. Политические игры оказались куда более жестокими, чем они могли предполагать. Те, кого они считали верными друзьями, отвернулись от них и начали распространять лживые слухи, обвиняя отца в коррупции.
Мама умерла от сердечного приступа спустя два месяца после выборов. Ей было всего 48 лет. Неудивительно, что о работе, обещанной республиканцами в Калифорнии, так никто и не вспомнил. Мой отец досрочно вышел на пенсию и вложил все свои сбережения во франшизу компании, торговавшей мороженым. Этот бизнес обанкротился менее чем через год. Отец не был бизнесменом. Он умер в совершенно подавленном состоянии в 1991 году, спустя 21 год после выборов.
Правда выплывает наружу
В 2015 году Джеймс Дули, бывший репортер местной газеты Honolulu Advertiser, специализировавшийся на журналистских расследованиях, опубликовал книгу «Солнечное небо – темные личности: копы, киллеры и коррупция на Гавайях» (Sunny Skies, Shady Characters: Cops, Killers, and Corruption in the Alloha State).
В книге поименно перечисляются коррумпированные деятели культуры, полицейские, киллеры и гавайские деятели, включая губернатора и членов попечительского совета школы Камехамеха – одной из самых богатых школ в мире. Дули пишет о взаимоотношениях между судьями, политическими лидерами, профсоюзными деятелями, ведущими телевизионных шоу, а также представителями японской, гавайской, китайской и итальянской мафии. Он также упоминает о нескольких телах, найденных в неглубоких могилах.
Джеймс Дули написал о той самой коррупции, которую не переваривал мой отец. Он даже назвал имена некоторых моих одноклассников и бывших друзей отца.
Я встретился с Дули на Гавайях, чтобы поблагодарить его за книгу и сказать, что мне хотелось бы, чтобы отец дожил до этого времени и смог ее прочитать. Когда я спросил его, почему после всех этих разоблачений он до сих пор жив, Дули улыбнулся и сказал: «Сегодня коррупция разрослась настолько, что стала уже частью жизни, поэтому моя книга никого не волнует».
Президент Барак Обама был первым и единственным президентом США родом с Гавайев.
Самое время напомнить читателям, что у меня нет никаких политических или религиозных привязанностей либо программ. Как и мои папы, я ненавижу коррупцию, лень и уверенность многих в том, что им все всё должны. И вот еще в тему: журнал Forbes как-то назвал Гавайи Гавайской народной республикой.
Не пытайся изменить мир… изменись сам
Президент Джон Кеннеди приписывал Эдмунду Берку (1729–1797) следующую цитату (хотя есть и иные мнения о ее происхождении): «Для торжества зла необходимо только одно условие: чтобы хорошие люди сидели сложа руки». Я думаю, вы согласитесь со мной, что сегодня многие хорошие люди делают очень мало.