Нет ничего таинственного и в том, что в состоянии "имаго" Валерий Авдеев не ощущает боли, лежа на битых стеклах или ходя по раскаленным углям. Ведь он делает это на задержке дыхания. А наши исследования показали, что большие дозы углекислоты действуют на организм подобно веселящему газу, который используют для обезболивания. И люди, тренирующиеся в неглубоком дыхании, могут порой без наркоза переносить хирургические операции – в этом убедились некоторые мои ученики.
Кстати, многие упражнения индийских йогов, элементы аутогенной тренировки тоже уменьшают глубину дыхания, повышают концентрацию углекислого газа в крови – в этом, по-моему, главная причина их целительного эффекта. Вспомните, как, повинуясь мысленным приказаниям, по рукам и ногам начинает струиться тепло, они наливаются приятной тяжестью, – это рефлекторно расширились и наполнились кровью сосуды. Но блаженное состояние быстро исчезнет, если вы сделаете несколько глубоких вдохов и выдохов. А в состоянии "имаго" целительное действие неглубокого дыхания, по-видимому, усиливается самовнушением: сосредоточившись на больном органе, человек способен вызвать в нем резкое расширение сосудов и активизацию гемоглобина. Вероятно, в опытах с компасом Валерий Авдеев сознательно вызывает прилив крови к кистям рук – это значительно увеличивает количество заряженных частиц, на пальцах могут накапливаться электрические потенциалы, которые и воздействуют на стрелку.
Однако следует подчеркнуть, что конкретно Валерия Авдеева мы не исследовали, и все сказанное о нем можно принять лишь в качестве предположений. На мой взгляд, было бы весьма полезным всесторонне изучить разработанный им метод.
Такого же мнения придерживается член-корреспондент АН СССР, лауреат Ленинской премии Николай Алексеевич Желтухин:
– Специалисты ряда подразделений Сибирского отделения Академии наук и Сибирского отделения Академии медицинских наук считают целесообразным организовать углубленное изучение демонстрируемых Валерием Авдеевым феноменов. Он приезжал к нам по приглашению Дома ученых и помимо концертной деятельности встречался с сотрудниками институтов Академгородка, ответил на многочисленные вопросы. По общему мнению, большой интерес представляют исследования субъективно регистрируемого экспериментатором состояния "измененного сознания" ("имаго"), существенно меняющего физиологические и психологические возможности организма и личности.
"Маг" снисходительно раздавал зрителям фотографии, свидетельствующие о его необыкновенных способностях. На одном снимке было видно, как между его раздвинутыми ладонями висит в воздухе спичечный коробок. На другом парили над тарелкой зерна риса.
Рассказ об этих чудесах не вызвал ни малейшего удивления у А. Смирнова, доцента Московского Государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. И Александр Николаевич показал несколько "фокусов" ничуть не хуже эстрадного "мага". Сначала над ладонью Смирнова воспарил кусочек пенопласта. Конечно, это предмет легкий, но ведь не перышко же, а висит в воздухе без всякой поддержки. Потом он "подвесил" теннисный мячик и, наконец, покатил его по наклонной плоскости вверх, не дотрагиваясь руками.