×
Traktatov.net » Битвы Третьего рейха. Воспоминания высших чинов генералитета нацистской Германии » Читать онлайн
Страница 63 из 167 Настройки

Несомненное превосходство нового немецкого плана заключалось в том, что каждый шаг вперед, предпринятый союзниками, делал их более уязвимыми перед фланговым ударом Рундштедта через Арденны. Именно на этом строился расчет. Рундштедт мне рассказывал: «Мы ожидали, что союзники попытаются продвинуться вперед через Бельгию и южную часть Голландии к Руру, и поэтому наше наступление будет иметь эффект контрудара со всеми сопутствующими ему естественными преимуществами». Эти ожидания не отвечали намерениям союзников, но это не имело значения. Вначале удар правого крыла немецких частей на границах Бельгии и Голландии вынудил союзников продвинуться в глубь этих стран, в соответствии с планом «Д», составленным осенью. Прямой удар армий Бока заставил их покинуть свою линию обороны и выдвинуться далеко вперед, подставив фланг и тыл под удар армий Рундштедта.

Предвидеть реакцию союзников было в общем– то несложно, однако окончательное решение в пользу плана Манштейна было принято под влиянием более серьезных соображений, чем простые предположения. Блюментрит по этому поводу сказал следующее: «В конце концов противодействие было преодолено и план изменили в соответствии с определенными сведениями о намерениях союзников, пришедшими из Брюсселя».

Плащ матадора

Захват Гитлером стран Западной Европы начался с ошеломляющих успехов на морском фланге. Они настолько плотно приковали к себе всеобщее внимание, что даже отвлекли от удара, нанесенного в Арденнах и направленного к самому сердцу Франции.

Столица Голландии и главный транспортный узел страны Роттердам были атакованы с воздуха рано утром 10 мая. Одновременно был нанесен удар по приграничным оборонительным сооружениям, расположенным в нескольких сотнях миль к востоку. Паника, вызванная этим двойным ударом, была многократно усилена постоянно появляющимися в небе самолетами люфтваффе. Воспользовавшись благоприятным моментом, немецкие танки вошли в проход, открывшийся на южном фланге, и уже через три дня соединились с парашютно-десантными частями в Роттердаме. Они проследовали к своей цели под носом у 7-й французской армии, которая прибыла на помощь голландцам. На пятый день страна капитулировала.

Ворота в Бельгию были открыты также с помощью хитроумного удара. Воздушно-десантные войска вскрыли замок, захватив мосты через Альберт– канал в районе Маастрихта. На второй день танковые силы осуществили прорыв и обошли с фланга предмостовое укрепление в районе Льежа. В тот же вечер бельгийская армия была вынуждена покинуть фортификационные сооружения на границе и отступить на запад, в то время как союзники, как и было запланировано, – к реке Диль.

Удары, нанесенные практически одновременно по Бельгии и Голландии, создавали впечатление огромной мощи нападавших. Однако в действительности в этих операциях были задействованы до смешного малые силы немцев, особенно это относится к Голландии. 18-я немецкая армия под командованием генерала Кюхлера, действовавшая в Голландии, была значительно меньше, чем противостоящие ей силы, к тому же путь ей преграждали реки и каналы, организовать оборону которых было совсем не сложно. Шансы немцев увеличивало лишь наличие воздушно-десантных частей, но они были очень малочисленны.