×
Traktatov.net » Техноэкономика. Кому и зачем нужен блокчейн » Читать онлайн
Страница 225 из 257 Настройки

Снятие трансакционных издержек – это первое. Открывается огромная эпоха, всем содержанием которой будет снятие трансакционных издержек. Гениальное открытие Коуза, вот эта трансакция, которую он усмотрел как теоретическую вещь, – это и есть элементарная ткань собственности, о которой вы сказали. Действительно, снятие трансакций – это шаг за шагом означает снятие отношений отчужденной собственности. Но снятие отношений собственности не означает, что у кого-то отняли штаны, это означает, что мы выходим из рабства отчужденных отношений и при этом становимся собственниками в полном смысле слова, мы овладеваем собственностью, а не сдаем ее «комиссарам» или кому-то еще "в пыльных шлемах".

И, наконец, по поводу коммунизма… Тот Маркс, о котором я сейчас говорю, во-первых, был официальным антикоммунистом. Во-вторых, в 1843 году он сказал, что свобода собственности уже существует во всех развитых странах. Проблема не в том, чтобы дать еще дополнительную собственность, а в том, чтобы человека как человека освободить от бремени собственности. В свою очередь, он сказал: вот есть слоеный пирог собственности, которая завершается эпохой капитализма, капитала, и теперь начинается снятие этих отношений собственности, которое будет занимать огромную эпоху и развиваться в обратном порядке. То есть по Марксу будет ровно столько порядков или социальных типов, сколько было до этого, и коммунизмом он называл просто какой-то отрезок. Это тяжелая нудная работа по преодолению отчуждения, по пошаговому снятию, как добавил Коуз, трансакционных издержек. Это будет эпоха создания на месте отчужденных сил платформ, каждая из которых будет разделять границы вашей и моей собственности. То есть то, что у меня сейчас есть, никто не отнимет, но чтобы сделать проект, нам надо договориться хотя бы с кем-то вдвоем.

Сергей Медведев: Фактически это шажки и с «Рутрекером», и с созданием общей интеллектуальной собственности, и с банковскими трансакциями – люди точно так же получают совместную собственность на финансовые институты.

Мы неожиданно вышли на разговор о марксизме, о коммунизме. Если Радио Свобода боролось с коммунизмом, то именно в его извращенной, сталинистской исторической форме, в которой он проявлялся в Восточной Европе. Тот коммунизм, о котором мы говорили сегодня в связи с новыми цифровыми технологиями, с пиринговыми сетями, с сетями человеческих трансакций и обменов, – это то будущее, которое наступает и которое мы обсуждаем в нашей программе "Футурошок".

Новый этап технологической гонки и проблемы безопасности

Мир вступил в качественно новый этап технологической гонки. В связи с этим существующая система военно-стратегических балансов быстро обесценивается. Комплекс средств обеспечения национального суверенитета, обороны и безопасности нуждается в радикальной реконструкции на новом технологическом фундаменте. Но этот сдвиг застаёт страну врасплох, создавая беспрецедентную угрозу национальной безопасности.

Настоящая записка>[90]посвящена сути происходящих перемен.

Феномен послевоенной «гонки вооружений» обозначил эпохальный разворот общественного развития. До этого предельной формой социального противоборства было столкновение массовых армий ведущих держав. Война могла длиться годами и была направлена на захват ключевых регионов территории противника и разрушение его оборонно-промышленного потенциала.