×
Traktatov.net » Шестиглавый Айдахар » Читать онлайн
Страница 57 из 163 Настройки

– Не бывать этому! – жестко сказал хан.

Ему показалось, что толпа вдруг надвинулась на него. Тревожно заржали кони.

– Мы подумаем… – вдруг произнес Берке. – Завтра ты должен прийти во дворец, и мы продиктуем наше решение, – сказал он человеку в голубой чалме и ударил камчой коня.

Конь взвился на дыбы и, послушный воле всадника ринулся на толпу…


* * *

Утром следующего дня человек в голубой чалме отправился во дворец. Люди останавливали его на улицах, уговаривали не идти в одиночку, не верить степному волку. В ответ он говорил:

– Все может случиться. Все в руках аллаха… Но пойду ли я один или нас будет десятеро, ничего не изменится, если хан задумал недоброе. С ним десять тысяч воинов, и ничто не заставит его изменить решение. Зачем лишние жертвы? Мне выпало исполнить свой долг, и я исполню его…

Человек в голубой чалме хорошо знал жизнь. Трудно увлечь за собой забитый, несчастный народ. Он подобен великому океану, но чтобы раскачать его, нужен ветер. Приезд хана Золотой Орды, казалось бы, всколыхнул народ. Но хан, даже и ненавистный, пообещал выполнить просьбы, и вера в непогрешимость его успокоила людей, казалось, их душевная боль утихла.

И все-таки впервые народ Бухары проявил неповиновение. Все видели вчера страх в глазах Берке и знали, что хан навсегда запомнит эту ночь, суровые лица людей и грозный отблеск пламени в их глазах.

Сорок лет топтали эти земли монгольские кони и народ склонял голову перед плетью завоевателя. События ночи показали: пусть пока несмело, но уже твердо зная, чего они хотят, люди будут и дальше отстаивать свои права. Велика сила Золотой Орды, но и она не сможет одолеть народ, соединенный одной мыслью. Нужно только время.

Без страха шел человек в голубой чалме во дворец, где остановился хан. Он знал: после вчерашнего ему не удастся ни спрятаться, ни бежать из города. Всю ночь вокруг его дома дежурили люди даргуши, следили за каждым шагом. Но то, что должно свершиться, все равно произойдет…

Человека в голубой чалме во дворце ждали. Туленгиты молча обыскали его и провели в зал, где сидел Берке.

Хан долго и пристально смотрел на вошедшего. Вдруг он спросил:

– Ты христианин?

Человек отметил про себя, что Берке выглядит совсем иначе, чем выглядел вчера. В глазах нет страха, лицо властное, жесткое, голос уверенный. Чему было удивляться? Сегодня сила была на его стороне. Прибывшие с ханом из Золотой Орды воины окружили дворец, по улицам ездили конные отряды Мусабека и загоняли людей во дворы.

– Нет. Я человек.

– А может быть, ты мусульманин?

– Нет.

– Хорошо. Раз ты не христианин и не мусульманин, то будь человеком, – с усмешкой сказал Берке, медленно перебирая жемчужные четки. Пережитое вчера, видимо, не совсем изгладилось из памяти и жгло, требовало выхода. – Ты вчера сказал: «Ханы не боги…» Если ты упомянул о боге, значит, веришь в него?

– Да, верю… – сказал человек в голубой чалме. – Имя моему богу – правда.

Лицо Берке задрожало от беззвучного смеха.

– А может, ты скажешь, где находится твой бог?

– Сливки растворены в молоке… Так и правда. Она везде: на небе, на земле, во мне и в нем… – человек указал на туленгита, стоящего за спиной хана.