Отголоски той далекой эпохи запечатлелись не только в самоназвании одного из ненецких родов — асы (аси), но также и в наименовании другой из занятых ненцами территорий — полуострова Ямал. Я уже неоднократно высказывался на тот счет, что Ямал был так назван еще в гиперборейскую эпоху в честь одного из персонажей древнеарийского пантеона — бога смерти Ямы. В дальнейшем этот архаичный топоним мог быть переосмыслен в соответствии с семантикой ненецкого языка, и Ямал стал объясняться, как «конец земли». Память о Гиперборее и царившем там Золотом веке, мало чем отличающаяся, скажем, от общеевропейских представлений, сохранилась и в ненецком фольклоре:
«Очень давно это было. Много лет тому назад солнце над ненецкой землей не скрывалось с неба. Озера и реки тогда, словно вода в котле, кипели, столько в них было рыбы. От берегов морей до самых лесов паслись оленьи стада. Голубых и белых песцов не переловить было капканами. Каждой весной тучами налетали гуси, утки и лебеди. Весело жилось ненцам в тундре. <…>»[155].
С той же далекой эпохой и процветающей жизнью в Евразии связана предыстория и другой мифической группы (племени) небожителей — ванов. Их матриархальные черты под воздействием антагонистов асов начали размываться уже в эддические времена. Отголоски же тех далеких событий по сей день присутствуют и в обозначении древних и средневековых китайских князей ванов, и в названии озера Ван и одноименного города на территории современной Турции, где задолго до появления здесь тюркских племен процветала высокоразвитая культура Урарту и Ванского (Васпураканского) царства. Можно также вспомнить и легендарную землю Вантит, — согласно средневековым арабским авторам, она располагалась где-то между Окой и верховьями Лона.
Подобные следы, относящиеся к доисторической гиперборейской эпохе, долгое время продолжали сохраняться повсюду и подчас в самой неожиданной трансформации. Например, в русском имени Иван, или Ваня. Принято считать, что перед нами — русифицированный вариант еврейского имени Иоанн, распространившийся на Руси под влиянием Нового Завета. Однако христианство было принято русским народом чуть более двух тысяч лет тому назад, а имя Иван (Ваня) было распространено среди славян и протославян задолго до этого исторического факта. Другим подтверждением сказанному может служить и польское имя Ванда или имя одного из русских князей — Вандал, правившего в Новгороде, согласно Иоакимовой летописи, задолго до призвания Рюрика и его братьев. С именем Вандала связано и самоназвание одноименного «варварского» племени, наводившего ужас на Западную Европу и Северную Африку в эпоху великого переселения народов.
Но вернемся к древнескандинавским ванам. Самой яркой и известной их представительницей стала богиня любви, красоты и домашнего очага — Фрейя (рис. 59), отданная в заложницы при заключения перемирия с асами и ставшая супругой и соправительницей верховного бога скандинавского пантеона Одина (рис. 60). Имя Фрейя — древнеисландская огласовка хорошо всем известного немецкого слова «фрау», означающего «женщину», «жену», «госпожу».