Но, к сожалению, тот, кто разговаривает, как правило, внутренне находит этому оправдание: будто его заставляет говорить сострадание, любовь, интерес к человеку. На самом деле все это просто-напросто оправдания, которые подрезают нам крылья, потому что Божий закон выше всякой причины. Причина всего — это Сам Бог. Перед Ним не может устоять ничто, как свет ни одной звезды не может устоять перед сиянием солнца.
Очень часто нас заставляет заговорить с другими желание их исправить, тогда как мы не должны даже наблюдать за их жизнью. Авва Исаия здесь побуждает нас к тому, чтобы мы не исправляли другого человека, потому что, наблюдая за ближним, мы по большей части находим в нем недостатки.
Человек может оказаться грешным, ленивым, неверующим, развращенным, может не захотеть ничего услышать — и тогда нас охватывает Божественная ревность, мы хотим ему помочь. Мы вспоминаем все евангельские изречения о спасении братьев и забываем сказанное о нашем собственном спасении. С того момента, как мы попытались исправить ближнего, мы потеряли свой мир, в особенности если мы захотели исправить поющего или читающего на богослужении, то есть того, кто имеет отношение к уставу и церковному пению. Всегда были разные мнения касательно устава и пения: одни люди свободолюбивы, другие консервативны, поэтому оставь их в покое, говорит авва Исаия, пусть делают как хотят, даже если они все испортят, тебя не должно это интересовать. Если они спросят о твоем мнении, не высказывая своего, тогда выскажи его. Но если они выскажут свою точку зрения, твоя миссия окончена.
По одной неделе служите в поварне со страхом божиим, не оставляя своего поучения.
Очевидно, в монастырях и скитах той местности, где жил авва Исаия, были седмичные служители, то есть послушания у монахов менялись каждую неделю. Святитель Василий Великий ввел систему постоянных послушаний, которая в конце концов и закрепилась. На соединении двух этих традиций основан святогорский устав, по которому послушания у братии меняются каждый год. Тем не менее, считается, что лучше каждому оставаться на одном и том же послушании всю свою жизнь, чтобы иметь время хорошо изучить его, в совершенстве освоить, улучшить дело и тем самым внести положительный вклад в развитие монастыря. Когда послушание у человека меняется, пусть даже раз в год или раз в два-три года, то у него нет чувства постоянства и он не заботится о своем послушании, потому что не знает, чего захочет следующий за ним монах. Так что лучше, чтобы послушание было постоянным, что в особенности подчеркивает святитель Василий Великий.
Не оставляя своего поучения. Ваше послушание не должно становиться поводом для того, чтобы оставить чтение и размышление о Боге. Работа работой, а поучение поучением. Всякому делу свое время. Послушание не должно поглощать все твои жизненные силы и время, так чтобы ты не мог уже заниматься заповеданным тебе богомыслием и тем более молитвой. Ведь в таком случае главное твое дело, то есть молитва и поучение в слове Божием, становится второстепенным, а работа, которой ты занимаешься по необходимости, исполняя тем самым лишь одну из заповедей Божиих, всецело поглощает твою душу.