Так почему длительная иммобилизация вредна плечевому суставу (за исключением переломов костей)? Ответ прозаично прост. Это приводит к атрофии мышечных групп плечевого сустава и образованию сухожильных контрактур (застывание движений), от которых невозможно избавить даже хирургически, потому что любое хирургическое вмешательство несет за собой образование новых рубцов и спаек (контрактур).
Но суть проблемы обездвижения руки (плечевого сустава) при травме или болезни находится не в силе и объеме существующих мышц (в конце концов, не все хотят заниматься спортом). Проблема на самом деле находится в глубине мышц, в их содержании.
Дело в том, что именно внутри мышц проходят передние ветви нижних шейных спинномозговых нервов (С5-Тн1), формирующие плечевое сплетение и иннервирующие верхние конечности, а также артерии, вены и лимфатические сосуды, питающие костные ткани и выполняющие основную гемодинамическую (кровоток) функцию верхней части туловища и головного мозга.
И все это «сообщество» нервов, кровеносных сосудов и мышц полноценно функционирует только тогда, когда осуществляется движение в плечевом суставе.
Основная задача мышц – качать кровь, то есть гемодинамическая функция. И остановка или приостановка этой работы, даже недолговременная, приводит к краху иннервации конечности, к краху (кровообращения) верхних конечностей и развитию дегенеративных изменений в костных тканях по типу артрозов, остеохондрозов и, в конце концов, остеопороза (деминерализации), то есть необратимых изменений в соединительных тканях плеча. Таким образом, пояс верхних конечностей, а вместе с ним шейный отдел позвоночника, при выключении двигательных функций плеча, становится неспособным выполнять свои двигательные функции. Человек становится инвалидом.
Кроме иммобилизационной теории при болях в плече существует также теория туннельных невро- и плексопатий. В данном случае считается, что поражение стволов нервов или сплетений возникает в результате компрессии и ишемии в анатомических сужениях (каналах), образованных костями, мышцами и сухожилиями. И если в спорте, например в боксе, травма мышц и сухожилий (удары, толчки, рывки) имеет место быть, то как быть с людьми бытовых профессий – программистами, музыкантами, ювелирами, работниками конвейерных линий и т. д., у которых травм прямых нет, но руки вдруг перестают работать. Компрессия (сдавление) и ишемия (нарушение транспорта питательных веществ) нервно-сосудистых путей и в случае спортивной травмы в боксе или борьбе, и в случае производственного однообразия в работе мышечного аппарата[2] должна лечиться не лекарственными препаратами (НПВС), не иммобилизацией мышц, а движением, т. е. кинезитерапией, которая способна создать обратную биологическую связь и новый динамический стереотип, то есть восстановить связь от периферии к центру, так как эфферентная иннервация (от центра к периферии) временно (по разным причинам) оказалась нарушенной.
Но не надо путать прямое травмирование периферических нервных и вместе с ними сосудистых структур (что действительно приводит к параличу мышц) с ишемией, пусть и компрессионной, то есть нарушением транспорта (движения) крови, лимфы по сосудам, возникающей из-за временного нарушения подвижности, которое в подавляющем числе случаев возникает из-за спазма мышц и приводит к резкому снижению кровотока. И поэтому практически в первые часы после травмы или появления болей в плечевом суставе, а также в шейном отделе позвоночника (даже при наличии так называемых грыж дисков) необходимо применять методы кинезитерапии. То есть создать возможность воспроизведения движений пояса верхних конечностей и туловища с помощью тренажеров реабилитационного силового декомпрессионного ряда (например, МТБ – тренажер Бубновского), которые и помогают воспроизвести нужное движение с подключением сознания и воли самого пациента. Речь, конечно, идет не о переломах костей. Попытки автоматизированного подключения мышц без волевого участия в программе самого больного часто бесперспективны. Другой вопрос – какие упражнения подобрать в каждом конкретном случае, решает специалист.