Impact maps отлично подходят для того, чтобы сделать размышления в первой и второй фазы дизайн-мышления (дивергенция и конвергенция) более эффективными. Они дают возможность зафиксировать возникающие альтернативы и организовать их обсуждение. Карты также могут помочь определить, какие именно данные следует собрать для фазы анализа.
По мере того как мы исследуем различные альтернативные варианты решений, impact maps помогают расставлять приоритеты и более эффективно проводить анализ имеющихся вариантов. Во время конвергентной фазы иерархический характер карт позволяет выбирать действующих лиц и желаемые влияния на более высоком уровне, чем это происходит при анализе представлений разработчиков о необходимой функциональности.
Кроме того, impact maps могут содействовать в использовании четырех из десяти ключевых инструментов дизайн-мышления, перечисленных Жанной Лидтка и Тимом Огилви в книге «Думай как дизайнер: Дизайн-мышление для менеджеров»[14]:
• Ментальные карты, применяемые для поиска закономерностей в массивах данных, собранных на этапе исследования проблемы: визуализация в виде impact maps является удобным способом зафиксировать найденные повторяющиеся паттерны и структурировать их для дальнейшего анализа.
• Мозговые штурмы, используемые для генерации новых идей: структурированный процесс, в рамках которого мы имеем возможность задать наши четыре ключевые вопроса и организовать поиск альтернативных вариантов решения (см. объяснения в следующей части этой книги); impact maps в целом облегчают проведение мозговых штурмов.
• Тестирование гипотез, чтобы проверить их состоятельность: исходные предположения отображаются на impact maps в виде картинок, что облегчает целенаправленный поиск фактов, которые могли бы подтвердить или опровергнуть наши исходные утверждения.
• Включение потенциальных потребителей в процесс дизайна: визуальный характер impact maps, а также их ориентация на коллективное обсуждение позволяют вовлекать в дискуссию как самих разработчиков, так и потенциальных потребителей и в результате их совместных усилий находить эффективные решения.
Эффективные совещания
По мнению Дэвида Сиббета, существует три причины, почему визуализация делает совещания более эффективными:
• Значительно повышается вовлеченность, поскольку участники обсуждают идеи в наглядном графическом представлении.
• Мышление происходит на более высоком уровне («общая картина»), что позволяет группе легче выявлять закономерности, сравнивать имеющиеся идеи и находить новые.
• Улучшается групповая память, поскольку результаты совещания фиксируются в виде картинок, по которым впоследствии легче отслеживать исполнение.
Сиббет утверждает, что визуализация делает команды умнее: «Визуализация добавляет 80 пунктов к групповому IQ», поскольку она высвобождает энергию, интеллект и творческие способности участников совещания.
Impact maps являются визуальным инструментом. Руководители технического и бизнес-направлений, заинтересованные в результатах проекта, совместно рисуют карты на флипчартах, повышая эффективность обсуждения за счет наглядности и тех самых дополнительных 80 пунктов IQ, высвобождая энергию и творческий потенциал друг друга. В результате продуктивность совещаний неуклонно возрастает. Многие из моих клиентов были поражены, как много нам удавалось сделать за один или два дня работы по составлению карт, особенно в сравнении с традиционными стратегическими совещаниями, которые принято проводить с использованием презентаций, состоящих из десятков слайдов («смерть через PowerPoint»). Возможно, это экстремальный пример, но один из моих клиентов отметил, что в его компании к сравнимым результатам обычно приходят после шести месяцев переговоров.