Тем сочинским летом мы часто разговаривали с ней о жизни, любви, учебе в институте – мне все было интересно, а ответы на многие вопросы можно было узнать только у такой вот подруги, почти что старшей сестры, которой у меня никогда не было. Может, поэтому наша дружба и сложилась, несмотря на серьезную разницу в возрасте, – мы обе были единственными детьми у своих родителей и видели друг в друге сестер. Некоторые вещи тогда казались мне странными, например, я не понимала, почему Таня не отдает предпочтения Артему. Для всех, включая меня, он был идеалом мужчины – красивый, верный, преданный, успешный. О чем еще можно мечтать? Я видела, как другие девушки из их компании пытаются привлечь его внимание и как упрямо он продолжает добиваться расположения только одной Тани. Она же, ничего не утаивая, обсуждая со мной любые вещи, на вопросы об Артеме отмалчивалась или говорила что-то неопределенное, вроде «мое время еще не пришло».
После получения дипломов ребята решили собраться в последний раз и, как всегда, махнуть в Сочи – было ясно, что со временем, когда все устроятся на работу и обзаведутся семьями, организовать такие поездки будет сложно. Танюша решила ехать, Артем, конечно, тоже. И весь июль вчерашние студенты наслаждались солнцем и морем. Но случилось так, что компания очень быстро разделилась на пары романтично настроенных молодых людей. Так что веселые совместные посиделки у костра превратились в тихие попарные прогулки под луной, у самой кромки воды, с доверительными разговорами о чем-то главном, чего уже всем друзьям не расскажешь.
Стрела Купидона поразила и Виталика – отдыхающая в этом же санатории девушка Люба разрушила сложившееся трио, и Таня оказалась наедине с Артемом. Кто знает, смогла бы моя подруга и дальше соблюдать нейтралитет, сложись все иначе. Я помню наши с ней разговоры в те дни. Танюша переживала, что все ее ровесницы нашли себе пару, кто-то уже был замужем, кто-то только собирался, а у кого-то даже успел родиться ребенок. Девушка мечтала о любви, о семье, о малыше, наверное, как и любая другая на ее месте. И все эти годы рядом с ней был человек, как нельзя лучше подходящий на роль мужа и отца – преданный, любящий Артем, которому рано или поздно надоест ждать, когда же она наконец решится. Тогда я и посоветовала подруге довериться судьбе.
Вернувшись в Москву, Артем и Танюша поженились. В июле, седьмом месяце, она поняла, что беременна. А седьмого апреля следующего года родилась Ника. Молодой муж был счастлив – мечта его жизни сбылась! Таня же восприняла происходящее как должное – значит, пора, время пришло.
Сначала в семейной жизни подруги все складывалось нормально. Муж много работал, заботясь, чтобы они с малышкой ни в чем не нуждались. Дочка родилась здоровенькой и оказалась настоящей красавицей: на улице прохожие восхищенно засматривались на них с Танюшей. Жалела молодая мама лишь об одном – что не сумела сделать головокружительной карьеры переводчицы, о которой мечтала в детстве. Но какие могут быть командировки за рубеж и ненормированный рабочий день, если у тебя на руках маленький ребенок? А впрочем, смысла в этой карьере теперь уже и не было: ведь Таня сделала свой выбор. Ей больше не нужно было никому ничего доказывать. Иногда она все же вспоминала свою первую школьную любовь, думая о том, как сложилась судьба Михаила. Возможно, закончив университет, уехал работать за границу, в среде ученых, ведь, кажется, именно об этом он мечтал в прежние времена. А может быть, стал примерным семьянином и преподает математику в школе.