×
Traktatov.net » Кукла госпожи Барк. Роман » Читать онлайн
Страница 18 из 166 Настройки

Ночью взмыла в воздух наша легкая и сильная птица, держа курс на родную Москву.


Мы вышли из «Метрополя» и направились в штаб. На улицах, бульварах и площадях Москвы было оживленно.

Вот она, Москва, военная столица советского народа.

Как эта суровая, затемненная, могучая в своем величавом напряжении Москва непохожа на тот праздничный, веселый и гордый город, каким мы знали его в предвоенные дни! И все же есть что-то близкое и кровное между той и этой Москвой. Спокойное достоинство и уверенность в своем завтра чувствуется во всем.

Генерал, с которым я еще не успел обмолвиться своими мыслями, остановившись, вдруг сказал:

- Солдатская, трудовая, в суровом цвете хаки, победная Москва. Хотя мы на фронте видим, как немцы пятятся назад, но здесь еще яснее видна наша неминуемая, закономерная, кровью и страданием добытая победа.

Генерал, встретивший нас, старый конармеец, участник гражданской войны, радушно сказал:

- Поздравляю с новым назначением, ответственным и почетным, - и, не закончив своей фразы, заторопился. - Прошу за мной, товарищи, вас ждут, - и он проводил нас в кабинет генерала, возглавлявшего управление штаба.

- Вам уже сказали о новом назначении? - спросил генерал. - Нет? Дело в следующем. Завтра же вы должны вылететь в Тегеран. - И, заметив наше изумление, он добавил: - Что ж тут необычного? Вы - востоковеды и, если б не необходимость, вы с самого начала были бы посланы туда. Но, - он развел руками, - в начале войны вы были нужны здесь, а теперь - там. Садитесь.

Рядом с генералом сидел человек в штатском. Умные глаза, внимательный взгляд, добрая улыбка и радушное, крепкое рукопожатие располагали к нему.

- Познакомьтесь, - генерал назвал фамилию нового знакомого, известного востоковеда, - мы пригласили сюда товарища для совместной беседы. Одна сторона моего разговора - военная, другая - дипломатическая. Вы, товарищи, будете жить и работать в стране, которая всего год назад готовилась выступить против нас и по указке Гитлера намеревалась захватить Кавказ и Баку. Правда, это было намерение не самого народа, а лишь бывшего Шаха-Резы и клики продажных царедворцев и военных, но, так или иначе, власть и политика находились в руках этих людей и, не прими мы своевременно меры, поля Ирана стали бы ареной кровавых боев… Но обо всем этом вам расскажет Андрей Андреевич, я же скажу несколько слов о военном положении и причинах, заставивших нас снять вас с оперативной работы на фронте и направить в Иран. Если что-либо будет неясно, спрашивайте.

Генерал поднялся, медленно прошелся по кабинету и остановился у огромной карты, утыканной разноцветными флажками и пересеченной в нескольких местах красной и желтой ленточками фронтов.

- До начала гитлеровского вторжения в СССР у нас были все же, хотя и ненадежные, пути сообщения с Англией и Соединенными Штатами. Первый путь через Балтику был закрыт воюющими между собою странами, второй - через Мурманск, - был сложен и тяжел, третий - через Тихий океан, - оставался единственным… И хотя он был небезопасен, так как находившаяся с нами в мирных отношениях Япония неоднократно срывала наше судоходство обстрелом, торпедированием и прочими провокациями, но он все же существовал.