×
Traktatov.net » Испытание временем » Читать онлайн
Страница 201 из 225 Настройки

По лицам этой троицы министров вижу – они «в курсе». По уму, я должен был им раньше доложиться. Но я с самолёта – сразу сюда. Но докладывал же. Писал докладные. Почему тут до сих пор кто в лес, кто по дрова?

Раскладываю рисунки, повторяю словами тот путь, какой они, все присутствующие здесь, сами же и прошли за 1943–1944 годы.

Федоренко трясёт докладом с анализом исследований попаданий снарядов по танкам – его ведомство собирало данные весь год. Я был прав – это исследование многое изменило в головах людей. Нет необходимости кругового бронирования. Нет нужды в толстой кормовой броне. Для этого есть такая штука, как танковая бригада, в которой корму одного танка прикрывает другой танк. Применение танков разрозненно признано малоэффективной, но вынужденной мерой. Танки должны применяться массово.

В этом свете пушкари соглашаются в бесполезности многобашенных, многоорудийных систем. Были и сейчас такие проекты. Ещё не забыт безбашенный КВ-3 – вкруг забронированный на 90 мм, КВ-220 – вкруг на 100 мм, но уже рисуются КВ-4, КВ-5, КВ-7. Заворачиваем их в долгий ящик архива – виданное ли дело танк, который не способен влезть на ж/д платформу? Зачем он нужен? Это не танк, а головная боль! Гусеничный бронепоезд. Как ему перебраться через какую-либо речушку, которых у нас в стране через шаг?

Соглашаются и в том, что при массовом применении танков пылевое и снежное облако, поднимаемое дульным тормозом, – не критично. Важнее – уменьшение импульса отдачи выстрела. А значит, облегчение откатных механизмов, облегчение казённой части ствола.

Люди подходят, лезут вперёд, чтобы услышать, гул стоит, как на вокзале. Бардак тот ещё! Конструкторы, инженеры, директора заводов – кучкуются, отходят группками в сторону, обсуждают что-то, возвращаются к длинному столу. Малышев, как дирижёр – увидел нужное лицо – вопрос в лоб, тыкает на того, с кем надо «увязать», что-то чиркает в блокноте. Все разом что-то говорят.

На первый взгляд – бардак. Но есть такая игра – «Что, где, когда?» Там тоже за минуту обсуждения говорят все и разом. Но находят же ответ! Так и тут получилось. Давнишнее соперничество Грабина и Петрова – забыто. Карандашом чиркают на листе что-то, горячо спорят. Котин с Духовым, голова к голове – к Морозову и его людям. Глаза у всех горят.

Вздыхаю тяжко. Удалось запустить процесс. Или показалось?

Отхожу скромно в сторонку, плюхаюсь в кресло. Подходит Кельш.

– Получилось?

– Ты скажи мне, Коль-Коль, разве я вам не писал, не рассказывал про «танчики»? Разве остальные хроно-«зайцы» молчали? Это же «бзик» любого советского пацана – разбор ТТХ танков времён войны. Как? Как люди, которым партия и правительство доверили создание новой боевой техники, оказались такими… даже не знаю, как назвать! Каждый – гений. Каждый – светлая голова. Всё знают, всё понимают. Но как бабы сварливые срутся! Моё – не моё! И конструкторы пушки, и конструкторы танка, и военные – не смогли выработать единую концепцию танка. Чтобы воплотил в себе все достижения науки и техники, что имеются на данный момент. Каждый из них рассматривает процесс работы над танком со своей колокольни, местечково, друг другу мешают, говорят, даже гадят! И абсолютно не вникая и не интересуясь проблемами, возникающими у коллег, по общей работе!