Концепция взаимозависимости представляет собой основу экологической устойчивости, поскольку это — один из фундаментальных законов природы. Мириады форм жизни подчиняются закону взаимозависимости. Все сущее на планете, на которой мы обитаем, океаны, облака, леса и цветы, которые нас окружают, — зависит от тонких процессов, происходящих с энергией, водой и воздухом. Без правильного взаимодействия этих элементов все угаснет и исчезнет.
Мы сегодня должны ценить этот закон природы гораздо больше, чем все предыдущие поколения. Многие проблемы, с которыми сталкиваемся, обусловлены тем, что мы игнорируем этот закон. Нужно максимально сократить потребление природных ресурсов и как можно быстрее перейти к этапу устойчивого развития.
Неконтролируемый рост численности населения как в развитых, так и в развивающихся странах лишь еще больше ускорит истощение драгоценных природных ресурсов. И борьба за эти ресурсы представляет собой серьезную угрозу миру.
Мы должны с уважением относиться к столь уязвимой матрице жизни, предоставив ей возможность восстанавливать себя[75].
Все человеческие существа, независимо от их исторического или культурного происхождения, испытывают страдания, когда их запугивают, лишают свободы или подвергают пыткам. Одного лишь провозглашения Организацией Объединенных Наций прав человека недостаточно — необходимо также обеспечить их соблюдение на практике.
Да, сам факт признания ООН этих прав — событие, безусловно, положительное, однако не следует забывать, что права неотделимы от ответственности. Вот почему я придаю столь большое значение слову «ответственный» в таком понятии, как социально ответственная экономика свободного рынка.
Руководители правительств некоторых стран Азии, ставших на путь свободной рыночной экономики, утверждают, что стандарты прав человека, действующие в странах Запада, неприменимы в странах Азии и других развивающихся странах из-за различий в культурном и социально-экономическом развитии.
Я не разделяю этой точки зрения и твердо убежден в том, что большинство жителей стран Азии также с ней не согласны, поскольку всем человеческим существам свойственно стремление к свободе, равенству и достоинству и все они обладают равными правами в реализации этих стремлений. Я не вижу никакого противоречия между необходимостью экономического развития и обеспечения прав человека при соблюдении принципа ответственности.
Не существует таких условий, при которых традиция оправдала бы нарушение прав человека. Следовательно, дискриминация по отношению к представителям другой расы, женщинам или более слабым представителям общества может быть общепринятой практикой в некоторых религиях, однако если такая дискриминация приводит к нарушению повсеместно признанных прав человека, она недопустима. Приоритет должен быть отдан всеобщему принципу равенства всех человеческих существ[76].
Богатое разнообразие культур и религий должно способствовать усилению жизнеспособности общества, а не служить источником конфликтов, как это часто бывает во многих странах мира. В основе такого многообразия лежат фундаментальные законы, объединяющие всех нас в одну семью — человечество. Я убежден в том, что все люди, независимо от расовой принадлежности и вероисповедания, наделены одними и теми же первоначальными способностями. Я считаю многообразие существенным преимуществом