Прогуливаясь вчера с С.[147] и М.[148], увидели на газетных тумбах сообщения о смерти Бальбо[149]. Нас с С. это весьма порадовало, С. рассказал с чьих-то слов, как Бальбо с друзьями подняли в небо главу магометанского братства Сенусси и выбросили его из самолета. Даже М. с женой (оба – разве что не чистые пацифисты) не выказали никакого недовольства смертью Бальбо. Мне кажется, Э. тоже довольна. Уже ложась спать (вечер я провел на Крумс-Хилл[150]), мы увидели мышь – она соскользнула в раковину и никак не могла выбраться. Ценой огромных усилий нам удалось соорудить лесенку из коробок с мыльной пеной и чем-то там еще, по которым она могла подняться наверх, но к тому времени мышка была настолько напугана, что залезла под свинцовую планку на краю раковины и не вылезала оттуда, даже при том, что мы на полчаса или около того оставили ее в покое. В конце концов Э. мягко накрыла ее ладонью и выпустила на волю. Все это мелочи… но, вспоминая, какое угнетающее, вплоть до потери аппетита, воздействие произвела на меня гибель «Тетиса»[151], я, по правде говоря, думаю, что один из устрашающих результатов войны, – радость при известии о том, что вражеская подводная лодка пошла ко дну.
1.7.40
Газетная площадь сократилась до шести полос, то есть трех разворотов. Шрифт стал мельче. Беглый подсчет по сегодняшней «Ньюс кроникл»: шесть полос = 48 колонок. Из них (исключая короткие объявления и заголовки на первой полосе) 15 колонок, то есть около трети всей площади, реклама. Из этих пятнадцати полторы колонки – объявления о вакансиях и еще чем-то в том же роде, а большая часть – реклама более или менее бесполезных потребительских товаров. Финансовые новости тоже перемежаются рекламой и частично сообщениями о заседаниях советов директоров и т. д., которые, наверное, сами же компании и оплачивают.
Сегодняшняя «Экспресс» вышла на шести полосах, состоящих из 42 колонок, 12 из которых отданы рекламе.
Во всех сегодняшних газетах – слухи о том, что с Бальбо расправились свои же, как в свое время с генералом фон Фришем[152]. В наши дни, когда гибнет кто-либо из высокопоставленных военных, такие подозрения возникают неизбежно. Примеры из Гражданской войны в Испании – Дюратти[153] и генерал Мола. Слухи, касающиеся Бальбо, основываются на заявлении из кругов, близких к Королевским военно-воздушным силам, где ничего не знают о воздушном сражении, в котором якобы погиб Бальбо. Если это ложь, что вполне вероятно, то, надо признать, умелая – из первых действительно удачных ходов британской пропаганды.
3.7.40
В среде мыслящих людей всеобщее ощущение чего-то близкого к отчаянию, вызванному бездействием властей и сохранением на командных постах пустоголовых и профашистов. Возрастающая уверенность в том, что ситуацию может выправить только неудачная попытка вторжения и сопутствующие ей и тоже возрастающие опасения, что в конечном итоге такой попытки Гитлер не предпримет, а повернет в сторону Африки и Ближнего Востока.
5.7.40
Почти полное отсутствие потерь у британцев в ходе атаки на французскую эскадру под Ораном