×
Traktatov.net » Тайный фронт Великой Отечественной » Читать онлайн
Страница 214 из 250 Настройки

Позднее, в декабре 1943 года, Рокоссовский дал положительную оценку работе групп ОМСБОН в дни Курской битвы.

Спецотряды и группы ОМСБОН в 1943 году активно участвовали в наиболее значимых акциях партизан, именуемых «рельсовая война». Перед битвой и во время нее общими усилиями партизан, ОМСБОН и подпольщиков удалось вывести из строя почти все стратегического значения железные дороги. При этом 250 эшелонов с войсками – личным составом, техникой и снабжением – были пущены под откос.

За несколько дней до сражения разведка окончательно установила, что генеральное наступление немцев начнется 5 июля и что в качестве главной ударной силы будут применены противником новые танки «Тигр», «Пантера», самоходные установки «Фердинанд». Совокупность данных о противнике – силы, дислокация и время начала наступления – позволила советской стороне нанести упреждающий удар, который сорвал начальный этап операции «Цитадель».

В ее провале была конкретная и значительная доля чекиста-разведчика омсбоновца Лопатина. Именно его спецразведгруппой в мае 1943 года был захвачен крупный немецкий разведчик. Оказавшись в Москве, этот абверовец дал исчерпывающие сведения по готовящейся операции «Цитадель»: план, позиции сил, состав танковых частей, тактика авиации…


Справка. Характерен, как и трагичен, такой факт: антифашистов из «Красной капеллы» фашисты казнили в декабре 1942 года, а переданная ими информация о новой технике и оперативно-тактических планах танкового сражения на будущем театре военных действий в районе Курска и Орла «работала» на Красную армию в ходе Курско-Орловского сражения.

1943. Отряд «Дядя Коля» и операция «Цитадель». Операция по захвату полковника службы связи вермахта Вернера стала уникальной по четкости ее подготовки и выполнения, составу ее участников и результату.

Группой командовал омсбоновец Петр Григорьевич Лопатин, сотрудник госбезопасности с 1934 года и разведчик с начала войны.

Вернер был участником захвата Польши, Бельгии, Франции и на Восточном фронте находился с первых дней вторжения войск вермахта на нашу страну. Этот видный офицер службы связи был еще и разведчиком со времени службы в рядах германской люфтваффе – авиации Геринга.

В мае 1943 года через советскую подпольщицу Веру Стасен удалось заманить Вернера за пределы воинской части, обезвредить его и переправить в спецпартизанский отряд.

Полковнику, еще в отряде, пришлось дать показания, и вот как вспоминал участник этого события: «На допросе Вернер сообщил нам о готовящемся летнем наступлении гитлеровской армии и, прежде всего, о строго засекреченной подготовке к генеральному удару по войскам Красной армии на Орловско-Курском направлении. Наступление планировалось на 4 июля…»

Центр приказал срочно переправить полковника на Большую землю. Но… Немцы начали массированное преследование омсбоновской группы, силы которой были весьма небольшими. Предполагалось, что немцы стремятся освободить полковника, обладающего столь важными сведениями, или уничтожить его в ходе боевых действий.

На помощь пришли две группы автоматчиков от спецотрядов ОМСБОН, которыми командовали Озмитель Ф. Ф. и Галушин Б. Л. (оба, как и Лопатин, стали Героями Советского Союза). От карателей отбились, и полковник оказался в Москве.