×
Traktatov.net » Кёнигсберг в Пруссии: история одного европейского города » Читать онлайн
Страница 10 из 164 Настройки

Вероятно, редко в каком городе строили так интенсивно и так много, как в Кёнигсберге в первые сто лет после основания Альтштадта: три города с их улицами, жилыми домами и хозяйственными постройками, с каменными стенами и воротами, ратушами и церквами; больверки в порту, могущественную крепость на горе. По богатству и роскоши молодой Кёнигсберг, конечно же, не мог сравниться с большими городами старой Германии, однако то, что создали Орден, церковь и горожане на этой колонизированной земле, только что включённой в орбиту западноевропейской культуры, выдерживает любое сравнение. 

Жизнь кипела не только внутри городских стен. Она вырывалась и за их пределы. Вне города находились предприятия, нуждающиеся в большей площади, чем имелось в черте города, или распространявшие зловоние, или такие, на которых была опасность возникновения пожара. Это были амбары, мастерские с открытым огнём, а также рабочие места дубильщиков и мастеров по изготовлению обручей. Городских пивоварен Кёнигсберг не имел; пиво изготовляли наделённые этим правом горожане на дому. 

Каждый город имел собственную ластадию. Обращённые к воде фасады узких многоэтажных, с высокими фронтонами фахверковых>{9} складов являли собой обычную картину ганзейских городов на Балтийском море. На набережных и в узких проулках и закоулках пульсировала хозяйственная жизнь. Ластадия Альтштадта находилась у изгиба Прегеля, называемого Хундегатт, а ластадия Кнайпхофа располагалась южнее Прегеля по ту сторону моста Грюне Брюке. На ластадиях находились краны для загрузки и разгрузки судов и для снятия и монтажа мачт, городские весы, ниже по течению судоверфи, склады для хранения золы, извести, смолы, а также другие хранилища; кроме того, площадки для хранения леса, на которых складировались строительный лес и дрова. На отдельных площадках складировался просушенный лес, из которого изготовлялись бочки. К городским промышленным предприятиям относились строительные и столярные хозяйства, кирпичные заводы — каждый город имел свой собственный, — а также бойни, канатные дворы и кожевенные производства. 

Важнейшими промысловыми производствами были мельницы. Водное хозяйство вместе со всеми каналами и дамбами было в ведении Ордена. Все кёнигсбергские мельницы находились на землях Ордена и ему принадлежали, хотя он и сдавал их в аренду ремесленникам, которые в них нуждались. 

Для выработки энергии Орден соорудил пруды Шлосстайх и Обертайх, а для питания их водой прорыл из Самландии каналы Виррграбен и Ландграбен. Мельницы располагались на каскаде между прудами Обертайх и Шлосстайх у ручья Флисс, отведённого из Обертайха, а также ниже Шлосстайха перед крепостью и в ущелье Мюленгрунд. Самыми крупными являлись Верхняя, Средняя и Нижняя мельницы. Рядом с последней в ущелье располагался мельничный двор, где жил орденский мельник. Кроме мукомольных и лесопильных мельниц имелись также шлифовальная и полировальная мастерские, в которой чистильщики лат или мастера по изготовлению пластин полировали латы; мельница для дубления, используемая сапожниками и дубильщиками; пороховая мельница, мельница по выработке солода и, может быть, маслобойня. Ещё дальше располагалось несколько сукновален и медеплавильных мастерских. Ко времени заката Ордена относится сообщение о бумажной фабрике. Общественными учреждениями другого рода являлись находившиеся за городской чертой Верховные суды, по одному на каждый город. Судное место Альтштадта располагалось на горе Файльхенберг, кнайпхофское находилось у ворот Фридлендер Тор, лёбенихтское восточнее пруда Обертайх.