Или вы рассказываете о своей идее своему самому пессимистичному другу, подсознательно зная, что он наверняка убедит вас в ее бесперспективности. Хотя вместо этого вы могли бы обсудить свою идею с каким-нибудь неунывающим оптимистом, который бы поддержал вас и вашу идею.
Или вы начинаете работать над реализацией своей идеи, но понимаете, что больше всего на свете вам сейчас хочется посмотреть фильм или пойти купить новую компьютерную игру.
Или вы выделяете, наконец, несколько часов на работу над своей целью, но вскоре понимаете, что все это время просидели в интернете…
Или в вашей жизни случился какой-то неожиданный кризис типа: «Вот черт… кажется, у меня закончились шоколадки! Надо бы сбегать в магазин… А цель еще немножко подождет».
То есть сознательно вы решили: «Эта цель важна для меня», но вскоре пришли к выводу, что ваш мозг не желает сотрудничать с вами. Он начинает отвлекать вас именно тогда, когда вам нужно поработать над целями.
В таких ситуациях виноват не кто иной, как ограничивающие убеждения.
Зачем нужны ограничивающие убеждения?
Многие ограничивающие убеждения зарождаются в раннем детстве и живут с нами всю нашу оставшуюся жизнь. Они работают как ментальные ярлыки, которые нас оберегают. Но есть и обратная сторона медали: наш мозг обобщает все происходящее и выстраивает модели, не учитывая нюансы ситуации. Выходит, что эти модели неточны. Однако для обеспечения нашего выживания они и не должны быть идеально точны. Нам достаточно и таких, особенно когда требуются быстрые решения.
Если вы хотите разобраться, что происходит с вами в этот момент, то я советую обратиться к тому этапу эволюции нашего мозга, когда неокортекс человека окружил более древнюю лимбическую систему. Лимбическая система управляет эмоциями, поведением, мотивацией и долговременной памятью. Неокортекс управляет сознательными решениями, интеллектуальной деятельностью и языком.
Эти разные отделы мозга эволюционировали, чтобы помочь нам выжить. Однако многие цели современного человека не связаны с выживанием – возьмем хотя бы пассивный доход. Ваш мозг не имеет такой функции, как «помощь в достижении цели по пассивному доходу». Однако мозг очень гибок и может приспособить свою деятельность к этой цели.
Если мы поставили перед собой цель, не связанную с выживанием, то не можем положиться на наше изначальное ментальное программирование. Эти программы помогают нам в более сложных ситуациях, когда дело касается выживания. Но для смелых амбиций они не очень подходят. Так что иногда нужно настроить это программирование на более кропотливую работу, чтобы устранить ненужные ограничения. Например, мы не хотим, чтобы наш мозг вызвал эмоцию страха при мысли о смене работы. Мы хотим принимать разумные решения, исходя из собственных знаний и навыков, а не эмоциональных откликов из детства.
Например, можете ли вы спокойно выйти на сцену и выступить перед большой аудиторией, не чувствуя при этом волнения? Можете ли вы эффектно выступить перед публикой, если не готовились? Если ваш ответ «нет», значит ваша лимбическая система вызывает чувство страха и подает вам сигналы опасности, которые буквально парализуют вас. Хотя физически вы можете сделать – ведь, по сути, от вас требуется только встать и начать говорить. Ничего сложного.