×
Traktatov.net » Засекреченные линии метро Москвы в схемах, легендах, фактах » Читать онлайн
Страница 98 из 118 Настройки

Владимир Алексеевич Гиляровский вообще много писал о Москве, и о подземной — тоже. Сейчас его книги, точные и подробные, легко переносят нас через века.


Вадим Михайлов:

«Мифология диггерства пересекается с творчеством Гюго. Для нас Гиляровский — отражение Гюго… «Трущобные люди» и «Тайны Неглинки» является ипостасью нашего мира».


Гиляровский исследовал русло реки Неглинки, подземные кабаки и притоны, убежища воров и убийц, разнообразные лазы и переходы. Особенно страшен в его книге «Москва и москвичи» район Трубной площади. Ныне там располагаются станции метро «Достоевская» (великий писатель действительно жил неподалеку), «Цветной бульвар», «Трубная» и чуть в стороне новая станция — «Сретенский бульвар»:

«В древние времена здесь протекала речка Неглинка. Еще в екатерининские времена она была заключена в подземную трубу: набили свай в русло речки, перекрыли каменным сводом, положили деревянный пол, устроили стоки уличных вод через спускные колодцы и сделали подземную клоаку под улицами. Кроме «законных» сточных труб, проведенных с улиц для дождевых и хозяйственных вод, большинство богатых домовладельцев провело в Неглинку тайные подземные стоки для спуска нечистот, вместо того чтобы вывозить их в бочках, как это было повсеместно в Москве до устройства канализации. И все эти нечистоты шли в Москву-реку».

Найдя двух смельчаков-провожатых, Гиляровский спустился в московскую клоаку: «Никто не обратил внимания на нашу операцию; сделано было все очень скоро: подняли решетку, опустили лестницу. Из отверстия валил зловонный пар». Русло подземной реки оказалось загаженным и забитым нечистотами, а порой и чем похуже:

«Особенно трудно было перебраться через последний занос перед выходом к Трубной площади, где ожидала нас лестница. Здесь грязь была особенно густа, и что-то все время скользило под ногами. Об этом боязно было думать. А Федю все-таки прорвало:

— Верно говорю: по людям ходим».

Пару лет спустя при расчистке русла действительно были найдены кости, «похожие на человеческие». Да и сам Гиляй однажды видел, как в грязные вонючие воды Неглинки пытались сбросить еще живого, хоть и оглушенного человека.

Уже в наши дни путешествие Гиляровского повторил диггер Вадим Михайлов. Впечатления были аналогичными, «очень яркими».

На Трубной площади, а вернее под ней, было одно из самых мрачных злачных мест в Москве. Оно называлось «Ад» и располагалось в сильно заглубленном подвальном помещении. Вот как описывает его Гиляровский: «…глубоко в земле, подо всем домом между Грачевкой и Цветным бульваром сидел громаднейший подвальный этаж, весь сплошь занятый одним трактиром, самым отчаянным разбойничьим местом, где развлекался до бесчувствия преступный мир, стекавшийся из притонов Грачевки, переулков Цветного бульвара, и даже из самой “Шиповской крепости”». Даже мрачно знаменитая «хитровская “Каторга”» казалась пансионом благородных девиц по сравнению с «Адом»:

«С трактиром «Ад» связана история первого покушения на Александра II 4 апреля 1866 года. Здесь происходили заседания, на которых и разрабатывался план нападения на царя… Это были студенты университета и Сельскохозяйственной академии… Организатором и душой кружка был студент Ишутин, стоявший во главе группы, квартировавшей в доме мещанки Ипатовой по Большому Спасскому переулку, в Каретном ряду. По имени дома эта группа называлась ипатовцами. Здесь и зародилась мысль о цареубийстве, неизвестная другим членам «Организации».