7. Таганско-Краснопресненская линия (до 1990 года — Ждановско-Краснопресненская)
Седьмая линия Московского метрополитена пролегает с северо-запада на юго-восток города. На схеме обозначается фиолетовым цветом. Ее конечная станция — «Планерная» — названа по расположенному рядом аэроклубу; «Сходненская» — по речке Сходне и таинственному «Сходненскому ковшу» — гигантской впадине, скорее всего, метеоритного происхождения. Следующая — «Тушинская» — по имени района, а тот, в свою очередь, в честь одного своего владельца, боярина Василия Квашни, за чрезвычайную дородность прозванного «Тушей». На противоположном, южном, конце линии находится электродепо «Выхино» и строятся еще несколько станций.
Это самая загруженная линия в Московском метрополитене. Самая глубокая ее станция — «Пушкинская». Южный участок с крупным пересадочным узлом Выхино, обслуживающим все Подмосковье, работает на пределе возможностей. Северный удалось частично разгрузить с проведением другой линии в Строгино и Митино.
Между «Щукинской» и «Полежаевской» есть станция-призрак, о которой будет подробно рассказано позже.
«Полежаевская» была открыта в декабре 1972 года. Названа она не в честь известного поэта, а по имени рабочего, Героя Социалистического Труда Василия Дементьевича Полежаева, бригадира проходчиков, а затем начальника Московского метростроя. Именно его обычно называют одним из строителей секретного метро.
На станции «Китай-город» — два зала, и тоже действует кросс-платформенная пересадка. «Таганская» долгое время была конечной. Вблизи станции в сторону центра есть пошерстный съезд, раньше его использовали для оборота составов. От второго пути Таганско-Краснопресненской линии отходит соединительная ветвь на кольцевую линию для служебных перевозок, которую некоторые проникающие туда диггеры любят фотографировать, выдавая за «Метро-2».
Городская легенда
Смеющийся юноша
«Метропоезд шел от Таганской к Пролетарской. Это старый глубокий тоннель, и в поездах там часто бывает душно. От недостатка воздуха я начала задремывать, и мне приходилось периодически «встряхивать» саму себя, чтобы не заснуть. В очередной раз «встряхнувшись», я вдруг увидела, что к оконному стеклу прижимается лицо юноши, первой моей мыслью было, что бедняге грозит несчастный случай, а потом я сообразила, что поезд несется на бешеной скорости и живой человек просто не удержится у окна. Юноша — он был одет во что-то серое, выглядел очень молодым и сильным, — посмотрел на меня внимательно, усмехнулся, показав крепкие белые зубы, потом вдруг дохнул на стекло и написал на запотевшем месте две буквы: С и Р. А потом, отпрянув в темноту, исчез».
Рассказчица не поняла, было ли это коротким сном или она действительно видела призрак. В Таганской тюрьме заключенные не только отбывали заключение, там также приводились в исполнение и смертные приговоры. Среди повешенных были и эсеры — «социалисты-революционеры». Леонид Андреев описывает последние дни казненного в 1906 году эсера Владимира Мазурина, обвиненного в нескольких убийства и ограблениях. Мазурину было 19 лет: «По виду Владимир Мазурин был скорее похож на рабочего, чем на студента, носил пиджак поверх синей рубахи и небольшой серый картузик. Росту был он среднего, но широкоплеч, коренаст и, видимо, очень крепок…»