Махачкала
В середине дня в республиканское управление неожиданно прибыл руководитель оперативного отдела Управления «Т» в Кавказском регионе полковник Нижегородцев. Много лет назад коллеги дали ему прозвище «Вампир»: еще капитаном он неудачно попал под взрыв светошумовой гранаты и был вынужден почти всегда носить темные очки. С тех пор сетчатка восстановилась, и необходимость защищаться от яркого света отпала, но привычка осталась, только теперь он носил диоптрические стекла «хамелеон» в дорогой каплевидной оправе из титана и не снимал их даже в начальственных кабинетах – генералы к такой вольности тоже привыкли. Тем более что начальник управления генерал Сизов находился в отпуске, а его обязанности исполнял всего лишь полковник, мечтающий стать генералом. Ибо, как говорят в определенных кругах, генерал – это не звание, это счастье! Хотя с появлением «горячих точек» эта поговорка утратила свою универсальность.
Полковник Магомедов, добродушно улыбаясь, поднялся навстречу, дружески протянул руку, лихорадочно раздумывая – какой прокол или просчет привел в его епархию представителя вышестоящей инстанции. Но никакого подходящего объяснения в голову не приходило.
– Приветствую, Анатолий Сергеевич, рад видеть…
– Здравствуйте, Магомедали Алиевич! – улыбнулся в ответ Вампир.
Когда-то его прозвище внушало страх подучетному элементу: он любил участвовать в захватах и никогда не церемонился с задерживаемыми. Те с ним тоже не церемонились: на теле полковника имелись шрамы от пулевых и ножевых ранений, а свернутый влево нос так до конца и не выпрямился.
– Как обстановка?
Улыбка сползла с лица Магомедова.
– Какая у нас обстановка… Как на войне. Вчера погранцов постреляли, сегодня директора спорткомплекса взорвали… Говорят, не заплатил дань Оловянному…
– Как же он не побоялся? Кровная месть и все такое…
– На свой авторитет надеется, и банда вокруг него всегда. Как кровнику подобраться? Тоже свою банду собрать? И потом – кровная месть останавливает лишь того, кто о ней задумывается. А Оловянный делает, что захочет, ни на что не глядя! У них даже поговорка такая есть: «Кто думает о последствиях – не герой…»
Магомедов вздохнул.
– Только все равно момент подвернется – рано или поздно, а авторитет от пули или мины не защищает…
Полковник замолчал, потом махнул рукой:
– Извини, Анатолий Сергеевич, ты с дороги, а я тебя нашими проблемами загрузил! Чай, кофе или сразу пообедаем?
– И чай, и кофе, и обед! Только не сейчас. Я по вашей ориентировке…
Вот оно что! Полковник незаметно перевел дух. Значит, работы управления внеплановый визит не касается! Но ориентировка ушла только утром, следовательно, за перестрелкой на границе увидели нечто чрезвычайное, если немедленно прислали высокопоставленного офицера… Да еще на вертолете или самолете – иначе бы не успел!
– А что же там вызвало такой интерес?
– Как что? – удивился Нижегородцев. – Убиты три пограничника! Разве это не повод срочно взять дело под контроль?
Магомедов был достаточно опытным чекистом, чтобы уловить неискренность в удивлении гостя, и достаточно искушенным руководителем, чтобы не проявить этой своей опытности.