Запись в личном блокноте: «Старая Русса в наших руках. Противник готовится перейти в наступление на Волхове. Атакован правый фланг 2-го армейского корпуса. Я подал прошение об отставке».
Гальдер:
Обстановка требует принятия серьезных и срочных решений!
<…> Группа армий «Север».
Прорыв в районе Старой Руссы, который может быть локализован.
На волховском участке фронта отбита атака противника. Здесь и в районе Ладожского озера близится крупное наступление противника. <…>
10 января 1942 года, суббота, 203-й день войны
Лееб:
Оценка обстановки командующим группой армий «Север»: два полка 123-й пехотной дивизии, растянувшиеся на правом фланге на 60 километров, атакованы превосходящими силами противника. Он проникает в бреши между опорными пунктами и закрепляется там. Если враг и дальше будет наращивать давление, что весьма вероятно, то удержание позиций этими двумя полками приведет лишь к бесполезным жертвам.
• Лееб не хотел новых потерь и вновь продумывал вариант отступления. При этом он отдавал себе отчет, что в очередной раз вызовет недовольство Гитлера.
Район вокруг Старой Руссы удалось удержать. В тоже время противник прорвался восточнее города и перерезал дорогу, по которой осуществлялось снабжение. Завтра необходимо вновь овладеть ею. Если же этого не произойдет, то не останется ничего другого, как отвести назад 2-й и 10-й армейские корпуса. На волховском участке фронта атак противника не отмечено. Действуют лишь боевые разведывательные дозоры.
На участке 18-й армии противник вклинился на километр в расположение 21-й пехотной дивизии южнее Ирсы. Командование дивизии приняло контрмеры.
Запись в личном блокноте: «С отставкой придется подождать. Старая Русса удержана. Противник атакует 123-ю пехотную дивизию».
• Надо отдать должное Леебу в том, что он во второй уже раз отменил свое решение об отставке, после того как возникла очередная критическая ситуация в районе южнее озера Ильмень. В этих условиях его просьба об отставке выглядела бы малодушием.
Гальдер:
<…> На фронте 16-й армии противник ведет наступление против наших незначительных сил через озерный район Валдайской возвышенности. По-видимому, это наступление еще больше расширится.
В районе Старой Руссы обстановка все еще остается напряженной. На остальных участках фронта группы армий «Север» спокойно. <…>
11 января 1942 года, воскресенье, 204-й день войны
Лееб:
Запись в личном блокноте: «Противник атакует 123-ю пехотную дивизию и добился больших успехов. Он пытается закрепиться в районе восточнее Молвотицы».[303]
Гальдер:
Весь день провел на совещании у фюрера…
Фюрер настаивает на своем приказе о прочном удержании каждого клочка земли. <…>
Люфтваффе выделяют дополнительно 20 батальонов (укомплектованы личным составом рождения 1908 года и старше). Подготовка офицеров в войсках на Западе. Военно-воздушные силы подготовят к весне офицеров, обученных по программе офицеров пехоты.[304]<…>
12 января 1942 года, понедельник, 205-й день войны
Лееб:
10.10. Телефонный разговор командующего группой армий «Север» с начальником генерального штаба ОКХ генерал-полковником Гальдером: «123-я пехотная дивизия заняла жесткую оборону согласно неукоснительному приказу фюрера. 415-й пехотный полк имеет здесь лишь несколько своих мелких подразделений. 416-й пехотный полк получил приказ отойти в район озерного дефиле. Пока еще неясно, насколько это ему удалось осуществить. 123-ю пехотную дивизию в количественном исчислении представляет здесь лишь 418-й пехотный полк. Ему противостоят три русских дивизии и одна бригада. Необходимо будет все сделать для того, чтобы сдержать противника, находящегося уже в 10 км восточнее Молвотицы. В помощь выделены еще четыре с половиной батальона, изъятые у 12-й и 32-й пехотных дивизий. Но долгое время оборону в таких условиях держать невозможно. Командующий группой армий видит единственную возможность выхода изданной ситуации. Для этого необходимо развернуть 12-ю