РИС. 9 Рост количества упоминаний о «балансе между работой и жизнью» в газетах и журналах за последние годы приобрел взрывной характер.
Возможно, не случайно, что технологический рывок совпадает с ростом уверенности в том, что в жизни чего-то не хватает. Этому способствует исчезновение границ и рамок личного пространства.
Идея о «балансе между работой и личной жизнью» с ее корнями в трудностях и вызовах повседневной жизни захватила наши умы.
Очень средний менеджмент
Желание достичь баланса вполне разумно. Времени хватает на все, и все делается вовремя. Это звучит так привлекательно, что сама мысль об этом делает нас спокойными и безмятежными. Это настолько глубокий покой, что нам кажется, будто жизнь и должна протекать именно таким образом. Но это не так.
Если вы считаете, что равновесие посредине, то неравновесие начинается тогда, когда от середины отклоняются. Отойти слишком далеко от нее означает жить на пределе. Проблема с нахождением посредине в том, что при этом невозможно уделять особенно много времени чему-либо. Пытаясь уделять равное внимание всему, вы обделяете каждый из предметов и недодаете им должное.
РИС. 10 Попытка достичь жизненного равновесия означает отказ от достижения крайних значений чего-либо.
Иногда это нормально, а иногда нет. На самом деле знание о том, когда придерживаться середины, а когда идти до предела, – истинный источник мудрости. Именно такое распределение своего времени позволяет достичь выдающихся результатов.
Придерживаться середины не следует потому, что там никогда не случаются чудеса – чудеса происходят на пределах. Дилемма в том, что погоня за предельными значениями представляет собой серьезный вызов. Мы хорошо понимаем, что успех ждет где-то у дальних границ, но нам непонятно, как распорядиться своей жизнью, направляясь туда.
РИС. 11 Свои проблемы есть и в проявлениях крайностей.
Если мы работаем слишком много, страдает наша личная жизнь. Попадаясь на удочку убеждений в том, что в переработках есть польза, мы несправедливо обвиняем свою работу в том, что «жизни нет». Часто все обстоит как раз наоборот. Даже когда наша работа ни при чем, в личной жизни может быть столько «надо», что мы приходим к тому же выводу: «жизни нет».
А иногда мы попадаем под перекрестный огонь. Некоторым из нас достается столько проблем в личной и профессиональной жизни, что страдает и то, и другое. Понимая, что срыв неизбежен, мы в очередной раз восклицаем: «Разве это жизнь?!»
И в попытках нахождения середины, и в попытках игры на крайностях можно выдохнуться.
Время никого не ждет
Моя жена как-то рассказала мне историю своей подруги. Ее мать была школьной учительницей, а отец – фермером. Они ужимались, копили и старались обойтись меньшим всю свою жизнь в ожидании возможности попутешествовать по миру после ухода от дел. Эта женщина тепло вспоминала о поездках с матерью в местный магазин за тканями и выкройками. Мать объясняла ей, что воспользуется ими, когда будет шить себе одежду для путешествий.
Она не дожила до пенсии: в последний год работы в школе у нее обнаружили рак. Отцу не хотелось тратить накопленные деньги, потому что это были «их» деньги, а мать не могла ими воспользоваться. Разбираясь в родительском доме после смерти отца, подруга жены обнаружила целый шкаф тканей и выкроек. Отец не выбросил их, потому что не мог: они хранили воспоминания о несбывшихся мечтах, и избавиться от них было бы слишком тяжело.