— Закрыть ворота! — закричал он изо всех сил.
Удержать внутренний город было невозможно. Не требовалось большого ума, чтобы понять: сейчас внутрь повалит основная масса пехоты Дмитрия и просто сметет защитников. Комендант и не думал, что все произойдет так быстро. Неделя-две-три. Месяц, наконец. Стены его города были не так плохи. Он твердо знал: у Карла нет возможности спасти Нарву. И его долг — задержать Дмитрия как можно дольше. Но не вышло. Суток не прошло с начала осады, как город пал. По крайней мере, комендант не тешил себя надеждой продержаться даже до рассвета.
— Что случилось? — обеспокоенно спросила его жена.
— Они взяли город… — сипло отметил комендант.
— О Боже!
— Иди в часовню. И дочь забери. У меня в замке всего два десятка бойцов. Все остальные возле стен. Были. Их скоро добьют и возьмутся за нас. Мне больше нечем защищаться. Я подвел своего короля. И теперь должен с честью умереть.
— Не говори глупостей! — крикнула на него жена.
— Молчи! Женщина! Что ты понимаешь?!
— Побольше твоего! Или не слышал, какие слухи ходят по городу? Он призвал своих предков, и те помогли ему. Сам же говоришь — природный король, не то что эта Ваза!
— Помолчи! — вновь крикнул на нее комендант, но уже не так уверенно.
— Ночная…
— Как ты смеешь оскорблять моего короля?!
— Вон твой король! Или ты совсем ослеп? А ты что творишь?! Старый дурак! Себя и меня не жалеешь, так дочь пожалей! Она же солдатам достанется! Чести лишат — полбеды. Так и убить могут! Ты о ней подумал?! А?!
— Помолчи… — потирая лоб, неуверенно произнес комендант, оседая на лавку.
— Прикажи сдаваться! Дурень ты старый! Сам же говоришь: перебьют твоих солдатиков без всякой пользы. Вон в тех башнях, — указала она рукой, — уже не спасти. А вон до тех посыльные дотянутся.
— Я не могу! Не могу! НЕ МОГУ!!!
— Почему?!
— Я… я не знаю…
— А Я ЗНАЮ!!! — закричала его жена, переходя на какие-то невероятные децибелы. — Быстрее! Город взят! Все кончено! Иди — спасай своих людей! БЕГОМ!!!
Комендант как безвольная кукла еле поднялся на ноги и пошел понуро к двери. Обретая, впрочем, с каждым шагом твердость и удаль.
Он прекрасно понимал, почему не может, а точнее, не хочет сдаваться. Тот взгляд рыжего монарха не выходил у него из головы. Оценивающий. Словно взвешивающий на весах. Как он ему снова в глаза посмотрит?
Почему он вообще должен в чем-то равняться на мнение этого человека? Комендант не знал. Он просто почувствовал это, когда тот подтвердил слухи… Как и многие шведы, он давно хотел славного короля. Такого, что отобьет у датчан южные земли Гёталанда. Да и вообще вытащит страну из этого затянувшегося кризиса[57]. Кто-то винил продажный Ригсдаг. Кто-то дурных королей. Кто-то еще кого-то. А он? Хм. Ему просто тогда подумалось: чем черт не шутит?
Глава 7
1 июля 1607 года, Ревель (Колывань)
Дмитрий вполне охотно принял капитуляцию Нарвы и даже распорядился не добивать раненых противников. Здесь хватало тех, кто мог о них позаботиться. Мало того, после переговоров с командирами гарнизона он принял их присягу. Вира и клятва верности от жителей города на этом фоне выглядели малозначительным, второстепенным событием.