На следующий день, 6 марта 1923 г., у Ленина случился третий инсульт, лишивший его дара речи и приковавший к постели. Он скончался через десять месяцев, 21 января 1924 г., в возрасте 53 лет.
Крупская настаивала на том, чтобы Сталин зачитал политическое завещание Ленина, как тот того и хотел, на предстоящем XIII съезде партии, который должен был открыться в мае 1924 г. Полный решимости во что бы то ни стало скрыть письмо, Сталин заставил ее замолчать, пригрозив подобрать Ленину «новую вдову». Крупская оставалась запуганной до конца жизни. Она умерла в 1939 г. в возрасте 70 лет.
Ленин и Сталин в Горках. 1922 г.
Сталин сам организовал похороны Ленина и возглавил траурное шествие. Троцкий, поправлявшийся на Черном море после болезни, пропустил похороны – Сталин умышленно сообщил ему другую дату. Он запустил процесс обожествления Ленина: изображения вождя были повсюду, о нем упоминали только в почтительных выражениях. Через считаные дни после его смерти Петроград был переименован в Ленинград. Разрыв Сталина с Лениным потихоньку замяли, и Сталин присвоил себе роль продолжателя дела Ленина. Не верить Сталину означало не верить Ленину и ставить под сомнение саму законность революции.
Каменев и Зиновьев, движимые страхом перед высокомерным Троцким, объединились со Сталиным и втроем неофициально руководили партией. Им удалось уговорить Центральный комитет скрыть политическое завещание Ленина. Сталин заявил, что готов добровольно уйти с поста генсека. Однако члены Центрального комитета, и Троцкий в том числе, уговорили его остаться. Впоследствии всем им пришлось дорого заплатить за то, что они поддержали Сталина.
Троцкий и его сторонники, заклейменные «левой оппозицией», неоднократно выступавшие против линии партии, подвергались нападкам со всех сторон. Их взгляды, так называемый «троцкизм», были объявлены чудовищным осквернением дела Ленина. На стороне Сталина были Каменев, Зиновьев и главный редактор «Правды» Николай Бухарин, «любимец всей партии», говоря словами Ленина.
Лев Троцкий
Сталин использовал свою власть, чтобы устранить предполагаемые очаги недовольства в партии и заменить несогласных с ним людей своими преданными сторонниками. В январе 1925 г. Сталин уже обладал достаточной силой, чтобы сместить Троцкого с поста народного комиссара по военным делам. Каменев и Зиновьев почувствовали, что, возможно, Ленин был все-таки прав – Сталин получил слишком большую власть. На XIV съезде партии в декабре 1925 г. Каменев предложил сместить Сталина с поста Генерального секретаря, поскольку подобная концентрация власти «вредна для партии», но его выступление приняли враждебно.
В 1926 г. Каменев и Зиновьев вступили в союз со своим бывшим противником Троцким. Как «объединенная оппозиция», они с самого начала оказались задвинуты в сторону – их статьи, представленные в «Правду», отвергали, собрания разгоняли, печатные станки разбивали, их лишили права выступать на партийных съездах. В октябре 1926 г. Каменева и Зиновьева исключили из Политбюро. Год спустя, в ноябре 1927 г., объединенная оппозиция провела демонстрацию на Красной площади в Москве. Демонстрация не получила поддержки, и Каменева и Зиновьева исключили сначала из Центрального комитета, а затем, вместе с Троцким, и вообще из партии.