Даже хорошо изучив особенности водоема, не всегда удается сразу определить место наибольшего скопления щук. Поэтому приходится довольно широко рассредоточивать жерлицы на выбранной площади. Обычно после 2–3-часового бездействия переставляют жерлицы на новое место, ближе к тем зонам, где «загорались» флажки.
Известно, что щука, набив брюхо мальком, долго переваривает пищу. Поэтому после активного жора на этом месте несколько дней щука брать не будет. А в непогоду бесклевье может длиться несколько недель. В такие периоды щука стоит на месте и берет живца, преподнесенного ей к самому носу. От рыболова, знающего места щучьих стоянок, в данной ситуации требуются особая активность в ловле и методичное, плановое перемещение жерлиц на незначительное расстояние после 2–3-часового бездействия.
По перволедью, когда щучьи тропы пролегают на значительные расстояния, перемещение жерлиц также должно быть регулярным: обловив большую площадь, можно быстрее выйти на хищника. Время вахты для каждой жерлицы от 1 до 2 часов, затем ее перемещают на другое место. Дистанцию перестановки увеличивают до 10–15 м. Более двух часов ждать щуку не имеет смысла: значит в данном месте ее просто нет.
Сверлить ли лунки заранее или в процессе ловли – вопрос спорный. По первому и последнему льду чаще просверливают намеченные лунки заблаговременно и затем бесшумно переставляют жерлицы. В период глухозимья целесообразнее сверлить лунки в процессе ловли, что заставляет щуку стронуться с места, а затем набрести на живца. Но нередко и в периоды особой пугливости хищницы посторонние шумы вызывают «загорание» флажков.
В небольших замкнутых водоемах через месяц-другой после ледостава ловить щуку не имеет смысла: ее невозможно соблазнить даже подведенным к самому носу живцом. Другое дело – ловля на больших водохранилищах. Там залегшая в глубоководных неровностях дна щука в затяжные оттепели февраля и марта как бы пробуждается и начинает бродить в поисках пищи, не уходя далеко от излюбленного места. Ближе к весне, с началом интенсивного снеготаяния, улучшением кислородного режима щука начинает наведываться к мелководным заливам. Важно помнить, что со сходом снежного покрова щука становится пугливой и кормится хорошо в течение всего дня только в пасмурную погоду, а в солнечную – рано утром или вечером, когда освещение не слишком яркое.
При выборе мест в последней декаде марта – начале апреля предпочтение надо отдавать хорошо обогреваемым солнцем прибрежным участкам, где лед тает более интенсивно. Здесь свежая вода проникает под лед возле поваленных в воду деревьев или у стены жесткой водной растительности. Сюда, естественно, устремляются стайки мелких плотвиц и окуней, а за ними и щука. В этом случае жерлицы необходимо ставить широко у самого уреза воды, лучше вблизи ручья, куда чаще всего устремляются в преддверии нереста щуки. По льду следует продвигаться осторожно, а лунки желательно присыпать снегом. Бывает, что в конце марта снова наступают морозы, и тогда щука, уже начавшая водить на мели брачные хороводы, неожиданно отступает на глубину ближе к руслу и ямам. При этом перемена погоды на ее жор не влияет – она набирается сил для рождения потомства.