×
Traktatov.net » Загадки истории, 2012 № 01 » Читать онлайн
Страница 30 из 38 Настройки

Менгли-Гирею союз был нужен как воздух, потому что он враждовал с Ахматом и боялся его. Союз можно было заключить либо с Иваном III, либо с Казимиром. С обоими нельзя, потому что они, в свою очередь, тоже враждовали.

Самое интересное, что, заключая союз, Иван III хотел направить его только против Казимира. С Ахматом он ссориться не желал. Это уже Менгли-Гирей уломал его включить Ахмата в число «общих врагов».

А теперь вдумаемся. Иван III не платит дань и при этом не считает хана Большой Орды врагом. То есть он даже не предполагает, что Ахмат может обидеться на неуплату и напасть. При этом Иван, поддавшись на уговоры Менгли-Гирея, все-таки заключает против Ахмата оборонительный союз. Ясно, что вассал не может заключать союз против своего сюзерена. Получается, Иван III уже не считает свое княжество зависимым от Орды.



В 1476 году Ахмат требует Ивана III к себе. Тот не реагирует. И Ахмат не реагирует. Он борется с Крымом, а на Москву ему наплевать. Он вроде бы уже смирился, что никакого «выхода» от Руси больше не увидит.

И, возможно, вопрос с данью так и забылся бы сам собой, но к 1480 году для Ахмата сложилась очень уж благоприятная обстановка. В борьбе с Москвой ему обещает помощь Казимир. Ливонский орден начинает поход на Псков. А кроме того, родные братья Ивана III Борис и Андрей Большой поднимают мятеж.

Постояли и… разошлись

И Ахмат, собрав войско, идет на Москву. Иван III, что называется, изрядно струхнул. У него нашлись советчики, которые говорили: спасайся, княже, подобру-поздорову. В этом, мол, ничего унизительного. Ведь и Дмитрий Донской сбежал в Кострому, когда Тохтамыш сжег Москву в 1482 году.

И великий князь посылает хану «дары». Более того, соглашается, что Московское княжество — «царевый улус». Царевый — значит ханский.

Тут бы Ахмату и согласиться. Но он был гордый. Он требует, чтобы Иван III явился к нему с дарами лично. Иван, естественно, не является: из таких гостей можно и живым не вернуться! К этому времени его склонила на свою сторону воинственная группировка сторонников борьбы с Ордой. В нее входили некоторые церковники, старший сын Иван Иванович Молодой и воевода Даниил Холмский. Да и жена — племянница византийского императора Софья Палеолог — постоянно пилила: я, дескать, выходила замуж не за «татарского раба».

Трусоватый Иван III приехал из Москвы к войскам, но расположился «за далеко от берега». А когда Угра стала и татары могли спокойно атаковать по льду, великий князь отошел еще дальше — к Боровску. Он явно боялся татар. Поэтому и не думал атаковать.



Почему не атаковал Ахмат? Он ждал союзника — короля Казимира. Но король не мог прийти к нему на помощь, потому что в его владения вторгся дружественный Руси Менгли-Гирей. Выходит, одни татары не дали другим татарам разгромить московского великого князя.

А тут еще Ивану III удалось помириться с братьями. Вместо того чтобы ударить ему в тыл, Борис и Андрей Большой с войсками пришли на помощь. Ахмат решил повернуть назад. Чтобы не возвращаться с пустыми руками, хан пограбил в округе русские города-вассалы Литвы. И здесь начинаются странные вещи.