И только совсем недавно стало известно, что Гене-ральный секретарь ЦК КПСС втайне готовил план кардинального переустройства страны, который должен был уничтожить СССР.
Новый Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов вступил в должность в ноябре 1982 года. Наследство ему досталось непростое: Леонид Брежнев, орденоносный и непогрешимый, четырежды Герой Советского Союза, маршал и лауреат, последние годы руководил страной фактически номинально. Его ближайшие помощники, люди далеко не первой молодости, тоже больше занимались своим здоровьем, чем экономикой.
СССР, как гигантский железнодорожный состав, где локомотивом была КПСС, мчался по рельсам плановой экономики, не замечая на своем пути никаких преград.
А барьеры были, и немаленькие. Новый генсек хорошо понимал, чем может закончиться это движение, если барьеры своевременно не устранить.
В конце 1970-х — начале 1980-х годов в СССР, пожалуй, не было человека, знающего внутреннее положение страны лучше, чем Юрий Андропов. Каждый день на стол главы всемогущего КГБ ложились донесения со всех концов страны о том, что на самом деле происходит внутри громадного государства. И лишь глава КГБ решал, какую информацию получат остальные руководители — члены ЦК, Политбюро, да и сам дорогой Леонид Ильич.
В это время СССР уже начала разъедать коррупция.
Конечно, это были не те тотальное мздоимство и откровенное взяточничество, которые пышным цветом расцвели сегодня. Но «щупальца» всесильного спрута уже проникли вглубь государственного механизма и подбирались к самому верху. И Андропов, придя к власти, принялся чистить авгиевы конюшни позднего социализма.
В первые месяцы правления были отстранены от должностей министр МВД СССР Николай Щелоков, его заместитель, зять покойного Брежнева Юрий Чурбанов, застрелился помощник Щелокова и друг Брежнева Семен Цвигун. КГБ разворошил «гнездо разврата», которое организовала дочь покойного генсека Галина Брежнева, привлек к ответственности ее любовника Бориса Буряце.
Далее наступила очередь масштабных злоупотреблений секретаря Краснодарского крайкома Медунова, Рашидова в Узбекистане, покровительства высших партийных чинов подпольных цехов в Грузии, их участию в грандиозных хлопковых аферах Средней Азии.
Борясь с разложением национальных элит в республиках, Андропов помнил о часовой бомбе, заложенной в фундамент СССР «отцом народов» Иосифом Сталиным. Это по инициативе «отца народов» в Конституцию СССР внесли пункт, согласно которому любая национальная республика имела право на добровольный выход из СССР. И если во времена «соседа Ленина по Мавзолею», о таком никто даже помыслить не мог, то во времена развитого социализма любой руководитель союзной республики, встав утром не с той ноги, мог потребовать вывода своей вотчины из состава СССР. И что удивительно — в правовом плане это выглядело совершенно законно.
Существует версия, что о незыблемости Союза Андропов задумался с подачи «Римского клуба» — неофициального объединения финансовой и экономической элиты мира. В 1972 году Джермен Гвишиани, зять премьера советского правительства Косыгина, встречался в Австрии с представителями этого клуба. Они объяснили, что СССР идет к экономическому коллапсу, и доказали на цифрах, что положительное сальдо по ВВП имеют только две из 15 республик СССР — Россия и Азербайджан. Все остальные — дотационные. По прогнозам западных экспертов, Россия в скором времени банально бы «надорвалась», подкармливая 13 республик, при том, что население в ней не росло, зато как на дрожжах увеличивалось в Средней Азии.