Когда желание несчастного было передано царю, тот задумался:
– До сих пор ни один преступник не обращался ко мне с такой просьбой. Я должен своими глазами увидеть, как он будет рыть могилу для себя. Наверняка, в этом желании что-то сокрыто.
Оседлав коня, царь отправился к заброшенному двору. Все находившиеся в нем встали навытяжку и лишь приговоренный протянул царю руку. Из милосердия царь пожал ее. После чего говорит:
– Я ознакомился с приговором, который тебе вынес кази. Против тебя выступают три свидетеля, а у тебя нет ни одного.
– Мой государь, у меня есть два свидетеля, разве вы сейчас не почувствовали этого?
– Я-то почувствовал, только вот кази не примет их в расчет.
– Нет у него никаких свидетелей! – воскликнул кази.
Тем временем рывший сам себе могилу бедняк наткнулся на большой сосуд, доверху наполненный золотыми монетами.
– Ну вот, теперь у него три свидетеля, – произнес царь.
Тут вмешался волшебник:
– Нет, мой властелин, у него четыре свидетеля, я тоже свидетельствую за него.
Кази недовольно воскликнул:
– Где, какие свидетели?
На что царь ответил:
– Руки этого человека покрыты кровавыми мозолями, они что панцирь черепахи. Человек, который способен так трудиться, не может быть вором! Его руки есть его два свидетеля!
Царя поддержал волшебник:
– Аллах указал мне адрес и велел помочь одному человеку избавиться от жадности, но он даже дверь мне не открыл, прогнал с порога. И потому счастье досталось не тому скряге, а этому бедняку, гревшемуся у чужого пепелища. Ни кази, ни ты, мой властелин, тут ни при чем. Если бы этот несчастный не был приговорен к смертной казни, Господь не внушил бы ему упокоиться на развалинах старого дома, не стал бы он рыть себе могилу, не наткнулся бы на добро, честно нажитое его предками! По милости Божьей стал этот бедняга обладателем целого состояния!
…У туркмен несколько своеобразное отношение к материальным благам. Обычно они равнодушны к роскоши, богатству. Но иногда относятся к ним благосклонно. То есть туркмены и здесь предпочитают золотую середину. Чрезмерное увлечение накопительством развивает алчность, полное отрицание материальных благ ведет к аскетизму. В этом вопросе лучше не перегибать палку, а найти разумный компромисс. Но для этого необходимо иметь собственный взгляд на богатство, свое отношение к нему, свое мировоззрение.
В чем смысл философского отношения туркмен к богатству? Туркмены облагораживают его. Они никогда не хвастаются своим состоянием, деньги, вещи не занимают в их жизни важного места. Туркмены предпочитают быть счастливыми и уважаемыми людьми. И сами уважают людей удачливых, счастливых. «Найдешь счастье, не думай о богатстве», – говорят они.
Что же стоит за этими понятиями? Чем, собственно, богатство отличается от удачи и достатка? На первый взгляд, ничем особенным. И то, и другое символизирует материальное благополучие. Все дело в том, как это представляется людям. Предметы могут разниться между собой, однако представления о них бывают самыми разными. То или иное сложившееся понятие и определяет меру отношения людей к тому или иному явлению жизни.