×
Traktatov.net » Земля Ханаанская. Родина иудаизма и христианства » Читать онлайн
Страница 27 из 142 Настройки

Престиж Гедеона был настолько высок, что племя Манассии пожелало даже, чтобы он мог передать свое звание вождя по наследству, то есть сделаться царем. И действительно, после смерти Гедеона один из его сыновей, Авимелех, силой захватил власть, убив всех своих братьев (а в обществе, где распространено многоженство, бра­тьев, как правило, бывает очень много). Первый опыт наследования власти продлился всего три года; Авимелеха убили при осаде восставшего го­рода.

Этот факт явился как бы предвестником буду­щего и означал усложнение общественной органи­зации израильтян. При прежнем кочевом образе жизни до завоевания простая, но эффективная демократия, сводившаяся к выбору нового вож­дя в случае смерти прежнего, не вызывала осо­бых проблем. Но теперь происходило накопление собственности и богатства, поэтому в период не­разберихи и гражданских беспорядков между од­ним вождем и следующим страдали слишком многие. Думающие израильтяне начинали все больше склоняться к монархии, то есть к такой системе, когда сын автоматически наследует от­цовскую власть, способствуя таким образом политической и социальной стабильности. Первая попытка, однако, провалилась, следующая оказа­лась еще хуже.

Племя Гада, поселившееся к востоку от Иор­дана, постоянно беспокоили аммонитяне — еврей­ское племя, пришедшее в эту область Ханаана до израильтян. Из-за непрекращающейся борьбы с Аммоном Гад не мог примкнуть к племенам, жив­шим к западу от Иордана, и сражаться вместе с ними против хананеев или мадианитян. (Гедеон разорил несколько городов племени Гада в отме­стку за отказ помогать ему.)

Но теперь в племени Гада выдвинулся силь­ный военачальник Иеффай. В битве при Мицпе, южнее реки Иавок, к востоку от Иордана, племя Гада разгромило аммонитян. Для победы в этой битве Иеффаю, видимо, пришлось принести в жертву свою дочь. Для народов Ханаана это вов­се не было таким уж неслыханным событием. Богам, которым они поклонялись, больше всего нравились такие изысканные жертвы, как соб­ственный ребенок вождя (а иногда даже сам вождь). Победа над аммонитянами, без сомнения, была приписана этой жертве, а Иеффая уважали как великого патриота. По в более поздние вре­мена тех, кто редактировал библейские писания, ужаснули человеческие жертвы, и они смягчили эту историю (слишком известную, чтобы ее мож­но было опустить), изобразив эту жертву как следствие необдуманной клятвы.

Но Иеффай, как до него и Гедеон, воевал без должной оглядки на ревниво охраняемое главен­ство племени Ефрема. На этот раз успокоить ефремлян не удалось; они перешли Иордан, наме­реваясь наказать колено Гада за победы, одер­жанные без их помощи.

Иеффай, не сопротивляясь, отступил перед ними и послал свои отряды к иорданским бродам, поскольку самонадеянные ефремляне не позабо­тились об их прикрытии. Они не предполагали, что им придется в панике бежать.

Но именно так все и произошло. Иеффай раз­громил их в жестокой битве, а когда побежден­ные ефремляне бросились бежать, то у берега Иордана поняли, что попали в ловушку. Некото­рые, видимо, пытались прикинуться странника­ми, но суровые воины Иеффая получили инст­рукции требовать от любого сомнительного путника, чтобы он произнес слово «шибболет» (что значит «поток»). В диалекте ефремлян звук «ш» отсутствовал, так что каждого, кто произ­носил «сибболет», немедленно убивали. (Это сло­во пришло в английский язык, и оно означает ныне ходячую фразу или избитый лозунг поли­тической партии.) Этой битвой приблизительно около 1100 г. до н. э. завершилась гегемония ефремлян, продержавшаяся около столетия, или со времен Иисуса Навина.