×
Traktatov.net » Земля Ханаанская. Родина иудаизма и христианства » Читать онлайн
Страница 124 из 142 Настройки

Доведенный до безумия Карфаген пригото­вился сражаться. Даже храмы превратились в мастерские по изготовлению оружия, а женщи­ны отдавали свои волосы на тетиву для луков. Карфагеняне сражались с полнейшим безрассуд­ством: каждый в отдельности и все вместе реши­ли, что лучше умереть, чем сдаться, и изумлен­ные римляне обнаружили, что им придется вести грандиозную осаду.

В течение двух лет отчаянный город не подда­вался им, и за это время умерли два главных вра­га Карфагена — Катон и Масинисса, первый в возрасте восьмидесяти пяти лет, второй в возрас­те девяноста лет. Ни один из этих жестоких ста­риков не дожил до того, чтобы увидеть разрушен­ный Карфаген. Оба провели свои последние дни, наблюдая, как римляне вновь терпят унижение от карфагенян в 3-й Пунической войне. Но в 146 г. до н. э. наступил неизбежный конец. Карфаген был взят и сожжен дотла. Многие карфагеняне предпочли погибнуть в огне, сражаясь до послед­него. Тех, кто не погиб, перерезали или забрали в рабство.

Римляне поклялись, что впредь на этом месте городу не быть никогда. Будущие поколения рим­лян не сдержали клятву, слишком уж хороша была гавань. Столетие спустя появился новый Карфаген, но на этот раз римский. Древние кар­фагеняне финикийского происхождения ушли на­всегда. Несколько близлежащих поселений кар­фагенян продолжали какое-то время существовать, и в них можно было еще услышать пунический язык, но они постепенно приходили в упадок. Даже книги Карфагена были уничтожены, поэто­му не осталось и бестелесного голоса, который мог бы свидетельствовать в пользу этого города в споре его врагов — греков и римлян.

Но оставалась земля Ханаанская. Древние го­рода Тир и Сидон получили благодаря упадку империи Селевкидов даже своего рода призрач­ную независимость, и, разумеется, оставалось еще возрождающееся Маккавейское царство евреев.


Маккавейское царство


С закатом империи Селевкидов Маккавейское царство практически сразу же перешло от оборо­ны к экспансии. Иоанн Гиркан захватил сначала территорию к востоку от Мертвого моря, а затем в 125 г. до н. э. Идумею.

Борьба иудеев за свободу вероисповедания тотчас продемонстрировала то, что в более по­здние времена часто происходило в мировой ис­тории: как только борцы за веру получают право на ту веру, которую они избрали, они меньше всего готовы предоставить такое же право дру­гим. Евреи насильно заставили идумеев принять иудаизм, и это был опасный прецедент, от кото­рого в будущем пострадали многие народы, в том числе и евреи.

Иоанн Гиркан вторгся и в Самарию, а в 129 г. до н. э. уже занял гору Герицим, священную для самаритян. На этой горе стоял самаритянский храм, который Иоанн Гиркан безжалостно разру­шил, — еще один прецедент, от которого долж­ны были пострадать евреи.

В 108 г. до н. э. Иоанн Гиркан осадил Сама­рию, стоявшую в семи милях северо-западнее горы Герицим. Город был в основном греческий, и самаритяне позвали на помощь Антиоха IX, слабого селевкидского правителя, который мало чем мог помочь. Самария сдалась в 107 г. до н. э. К тому времени, когда умер Иоанн Гиркан — а это случилось в 104 г. до н. э. после почти в оди­наковой степени успешных тридцати четырех лет правления, — Маккавейское царство, хотя и по- прежнему небольшое, стало самой мощной воен­ной державой на востоке.