×
Traktatov.net » Управление рисками, аудит и внутренний контроль » Читать онлайн
Страница 108 из 114 Настройки
. Ввиду отсутствия прямых затрат на делопроизводство со стороны миноритарных акционеров с одной стороны, большое количество пострадавших миноритарных акционеров и потенциально высокие суммы урегулирования с другой, такие иски могут быть продолжительны по времени рассмотрения и способны привести к банкротству даже крупные международные компании. Поэтому для защиты собственного благосостояния директора / должностные лица публичных компаний напрямую заинтересованы в наличии качественного полиса страхования ответственности директоров и должностных лиц с достаточным лимитом ответственности.

6. Страхование ответственности директоров и должностных лиц (Directors and Officers Liability Insurance, D&O)

Первые полисы страхования ответственности директоров и должностных лиц (D&O) российских компаний появились в конце 90-х – начале 2000-х годов и были экзотикой, требовавшейся единичным российским компаниям, которые выходили на рынок внешних заимствований и привлекали иностранных директоров к работе в советах. Российская практика проведения публичных размещений не такая широкая, как на других развивающихся рынках, в частности, в Китае, Бразилии или Индии, и не такая длительная по времени, как на развитых рынках Европы или США. Объяснение этого факта простое: понадобилось длительное время для перехода нашей страны с рельсов плановой экономики к рыночным ориентирам, после чего страну сотрясала череда кризисов. Вместе с тем из года в год мы наблюдаем рост количества российских публичных и частных компаний, которые рассматривают страхование D&O как цивилизованный механизм защиты членов советов директоров и менеджмента. Вероятно, такой интерес инициируется самими директорами и должностными лицами, которые не готовы отвечать своим личным имуществом за неверно принятые решения в качестве руководителя. В российской практике появились случаи, когда члены совета директоров отказывались от работы в отсутствие полиса страхования D&O.

Полис страхования ответственности директоров и должностных лиц изначально пришел в Россию как калька со страхового продукта, широко распространенного в Европе и США. Понадобилось много лет и усилий со стороны страховых брокеров и юристов для того, чтобы привести договор в соответствие наилучшей российской и международной практике. Именно из-за сложности покрытия и непростой адаптации к требованиям российского и международного законодательства работоспособность договора D&O напрямую зависит от качества условий договора. Во многих случаях договоры, которые предлагают российские страховщики, не имеют ряда существенных условий, но содержат избыточное количество исключений из покрытия, а также исключений, закамуфлированных под определения или уточнения. Мы сталкивались с тем, что предлагаемые российскими страховщиками полисы содержат ошибки в конструкции договора, которые сводят на нет объем страховой защиты. Такие ошибки допускаются как с точки зрения российского законодательства, так и с точки зрения законодательства зарубежной страны, на территории которой может быть подан иск против российского директора или российской компании. Поэтому российские компании все чаще привлекают профессионального страхового брокера к разработке условий страхования, размещению программы страхования и перестрахования, а также урегулированию убытков.